Юрий Сурков: «Неформат»
Художник Юрий Сурков был одним из первых участников проекта
«Книга глазами дизайнера»
, пришедших в РГБ. 11 марта состоялась творческая встреча с ним в Ивановском зале Российской государственной библиотеки.
Книжный дизайнер
Юрий Сурков
в фондах РГБ во время подготовки
к выставке «Книга глазами дизайнера»
общается с
заведующей научно-исследовательским отделом редких книг
РГБ
Джамилёй Нуровной Рамазановой
и редактором отдела редакции сайтов РГБ
Евгенией Пайсон
Юрий Сурков родился в 1961 году. В 1990-м окончил Московское художественное училище памяти 1905 года. Член Союза дизайнеров России, академик Академии графического дизайна с 1995 года, член Международной ассоциации AGI (Alliance Graphique Internationale). В 1992 году основал студию Suric Design. Работает в плакате, рекламе, книге. Коллеги-дизайнеры зовут его Сурик.
Работа, которую Юрий Сурков выбрал из своих в качестве ключевой для раздела выставки «Ведущие дизайнеры книги представляют свои работы», — книга Сергея Серова «Московский концептуальный плакат 1990-х годов» (М.: Линия График, 2004). Эта работа Юрия получила диплом третьей степени Ассоциации книгоиздателей России (2004) и диплом XIX Московской международной книжной выставки-ярмарки (2006).
Вообще премий и наград у Юрия Суркова множество. Первую он получил в 1993 году. А за последние годы это были: диплом Всероссийского конкурса «Искусство книги. Традиции и поиск» за альбом «Still Life. Stilleben. Naturemorte. Чернобыль» в номинации «Издания по искусству» (2010) и за альбом «The Mad Dog, or Last Taboo Guarded by Alone Cerberus. Oleg Kulik» в номинации «Эксклюзивные издания» (2012); золотая медаль национального конкурса дизайна книги «Жар-книга» за альбом «Il Est Des Russes. Русские» (2014)
и другие
.
Юрий Сурков
в период подготовки к выставке «Книга глазами дизайнера» знакомится с изданиями из фонда Центра восточной литературы Российской государственной библиотеки
Сергей Серов пишет о Суркове: «Работы Сурика отличают немногословность, художественная эрудиция, внимание к внутренней жизни слова, нередко позволяющее извлекать из литературной основы неожиданные визуальные эффекты. Вдумчивое отношение к жизни, этические приоритеты в творчестве привели Сурика к такой проблеме, как экология. Она стала сквозной темой ряда его работ».
Когда проект «Книга глазами дизайнера» ещё только набирал обороты, Юрий Сурков стал одним из первых дизайнеров, пришедших в РГБ. В течение нескольких месяцев он посещал библиотеку почти каждый день. В частности, его очень впечатлил тот факт, что Российская государственная библиотека — единственное учреждение, которое коллекционирует и изучает плакат, и конечно, он был вдохновлён уникальной коллекцией фонда изоизданий РГБ. Такими были его впечатления об опыте работы в РГБ:
« В библиотеке можно провести несколько жизней! Для меня здесь всё стало открытием. Здесь есть возможность увидеть книгу, полистать своими руками. Без этого ты можешь иметь о книге общее представление. Но когда ты садишься с ней, просто берёшь её в руки... У вас возникает какой-то диалог. Это самое главное. У меня было так, что какие-то книги я раньше встречал в каталогах, знал, что они существуют. Это было заочное знакомство, абстрактное. А когда я тут увидел их живьём, открыл первый раз собственными руками, это была фантастика. <...>
В отделе изоизданий собраны лучшие по именам и по своему качеству листы как русских, так и зарубежных мастеров плаката. <...> У библиотеки накоплен колоссальный выставочный потенциал, который может и должен придать Российской государственной библиотеке дополнительный статус одной из самых важных выставочных площадок страны».
В период подготовки к выставке «Книга глазами дизайнера» в Музее книги. Слева направо: заведующая
научно-исследовательским отделом редких книг
РГБ
Джамиля Нуровна Рамазанова
, книжный дизайнер и участник выставки
Юрий Сурков
и
заведующая сектором музейной и выставочной работы Музея книги РГБ
Мария Борисовна Золотова
Для экспозиции раритетной части выставки из фондов РГБ Юрий выбрал издания XVIII—XX веков:
- Кацусика Хокусай. Зарисовки Хокусая : сборники I—XV : ксилография. — Токио (Эдо) : [б. и.], 1814—1878.
- Жак-Луи Флорентин Энграмель . Европейские бабочки, нарисованные с натуры = Jacques-Louis-Florentin Engramelle. Papillons d’Europe, peints d’apres nature : в 8 т. — Париж : [б. и.], 1785—1792.
- Кацусика Хокусай. Герои Китая и Японии : ксилография. — Токио (Эдо) : [б. и.], 1835—1836.
- Александр Ильич Безыменский . Комсомолия : Страницы эпопеи / оформление книги: Соломон Телингатер. — Москва ; Ленинград : Государственное издательство, 1928.
- Soviet aviation. — Москва ; Ленинград : Государственное издательство «Искусство», 1939.
Для второй части экспозиции выставки Юрий выбрал издания, над которыми работал с 2000 по 2013 год:
- Il est des Russes. Русские. — Москва : Editions du Courrier de Russie, 2013.
- Джеймс Хилл. В Россиях = En Russies = In Russias . — Москва : Группа Новый Век Медиа, [200–]. — (Фотоальбом).
- Сергей Серов. Московский концептуальный плакат 1990-х годов. — Москва : Линия График, 2004.
- Олег Кулик. Nihil inhumanum a me alienum puto = Ничто нечеловеческое мне не чуждо. — Bielefeld : Kerber, 2007. — (Хроника : каталог).
- Наталья Вячеславовна Иванникова . Italia e italiani. Guida al videocorso : учебное пособие к видеокурсу по английскому языку и культуре. — Москва : МГУ имени М. В. Ломоносова, 2008. — (Серия обложек для учебных пособий).
- Светлана Владимировна Титова. England and the English : учебное пособие к видеокурсу по английскому языку и культуре. — Москва : Центручебфильм, 2009. — (Серия обложек для учебных пособий).
- StilLeben. ЧерноБыль. Still Life. NatureMorte : Векленко Олег. Сурков Юрий. Нагаи Казумаса. Выставки международного экологического фестиваля искусств «4-й блок» / Редакторы-составители: Елена Рымшина; Сергей Серов; Юрий Сурков. — Москва : Государственный музей архитектуры имени А. В. Щусева, 2009.
- Олег Кулик . The Mad Dog, or Last Taboo Guarded by Alone Cerberus = Бешеный пёс, или Последнее табу, охраняемое одиноким Цербером. — Bielefeld : Kerber, 2012. — (Каталог).
- Послебеды : альбом-каталог выставки современного искусства / редактор-составитель: Сергей Ковалевский. — Красноярск : Красноярский музейный центр, 2012.
Награды:
- Третья премия Академии графического дизайна на Всероссийской выставке-конкурсе «Дизайн» (1993)
- Диплом Академии графического дизайна на Всероссийской выставке-конкурсе «Дизайн» (1994)
- Дипломы «Золотая пчела» в номинации «Плакаты» (1996, 2004)
- Медаль Министерства культуры РФ на Московской международной бьеннале графического дизайна «Золотая пчела» (1998)
- Две золотые медали (1997, 2000) на Международной триеннале экологической графики и плаката «4-й блок» (Харьков, Украина)
- Два Гран-при на Конкурсе музейных изданий Международной музейной бьеннале в Красноярске (1997, 1999)
- Золотой диплом на выставке-конкурсе «Лучшие дизайнерские открытки России» (1998)
- Бронзовый диплом на выставке-конкурсе «Лучшие знаки и логотипы России» (1998)
- Бронзовая медаль на Международной бьеннале плаката (Варшава, Польша, 2002)
- Диплом XIX Московской международной книжной выставки-ярмарки (2006) за альбом «Московский концептуальный плакат 1990-х годов»
- Диплом Всероссийского конкурса «Искусство книги. Традиции и поиск» за альбом «StilLeben. ЧерноБыль. Still Life. NatureMorte» в номинации «Издания по искусству» (2010)
- Диплом Всероссийского конкурса «Искусство книги. Традиции и поиск» за альбом «The Mad Dog, or Last Taboo Guarded by Alone Cerberus. Oleg Kulik» в номинации «Эксклюзивные издания» (2012)
- Золотая медаль Национального конкурса дизайна книги «Жар-книга» за альбом «Il Est Des Russes. Русские» (2014)
Персональные выставки:
- Москва (2004)
- Харьков (2005)
- Париж (2005, совместно с Андреем Логвиным и Владимиром Чайкой)
- Тула (2008)
- Норильск (2009)