На встрече с сотрудниками Государственного музея изобразительных искусств имени А. С. Пушкина речь пойдёт о наиболее тяжёлом периоде в жизни Румянцевского музея — первых послереволюционных годах. Эта лекция станет третьей в цикле «Исчезнувший музей».
Собрания ГМИИ в первые послереволюционные годы пополнялись особенно активно, но это были не плановые приобретения и не дары, а вал национализированных рукописей, книг и музейных предметов. Многие из них так и не попали в экспозицию. Среди последних — замечательные коллекции восточного искусства, находящиеся сейчас в ГМИИ.
Удивительные портреты выдающихся военачальников периода правления цинского императора Цяньлуна (1736—1795), пришедшие в составе коллекции князя Николая Викторовича Гагарина в Румянцевский музей в 1921 году, публика впервые увидела на только что закрывшейся выставке в ГМИИ «Всеобщий язык».
Об истории создания этих портретов, над которыми в Китае работали придворные художники-иезуиты из Европы, расскажет сотрудник отдела графики ГМИИ Екатерина Александровна Соловцова.
- Неизвестный придворный художник. Портрет Шухэдэ (1710—1777). Династия Цин, период Цяньлун, около 1761 года. Бумага, масло
Источник изображения: ГМИИ имени А. С. Пушкина
- Неизвестный придворный художник. Портрет Гао Тяньси (?— 1758). Династия Цин, период Цяньлун, около 1757—1758 годов. Бумага, масло
Источник изображения: ГМИИ имени А. С. Пушкина
- Неизвестный придворный художник. Портрет Аргалчиня (Аэрхаэрциня). Династия Цин, период Цяньлун, около 1760 года. Бумага, масло
Источник изображения: ГМИИ имени А. С. Пушкина
- Неизвестный придворный художник. Портрет Фудэ (?—1776). Династия Цин, период Цяньлун, около 1760 года. Бумага, масло
Источник изображения: ГМИИ имени А. С. Пушкина
- Неизвестный придворный художник. Портрет Хоцзисы (Ходжиса) (1710 (?) — 1781) . Династия Цин, период Цяньлун, около 1760 года. Бумага, масло
Источник изображения: ГМИИ имени А. С. Пушкина
- Портреты военачальников периода Цяньлун на выставке «Всеобщий язык» в ГМИИ имени А. С. Пушкина
Источник изображения: ГМИИ имени А. С. Пушкина
- Утагава Хиросигэ. Ирисы в Хорикири. 1857. Цветная ксилография
Источник изображения: ГМИИ имени А. С. Пушкина
- Утагава Хиросигэ. Атагосита, зимний пейзаж в Ябукодзи. Лист из серии «100 знаменитых видов Эдо». 1857. Бумага японская, цветная ксилография
Источник изображения: ГМИИ имени А. С. Пушкина
- Утагава Тоёкуни. Актёр Оноэ Эйдзабуро I. 1809. Бумага японская, цветная ксилография
Источник изображения: ГМИИ имени А. С. Пушкина
- Тории Киёмицу II (Киёминэ). Корабль сокровищ. Суримоно, до 1832 года. Цветная ксилография
Источник изображения: ГМИИ имени А. С. Пушкина
Большую часть коллекции восточной графики Гравюрного кабинета ГМИИ составляет собрание Сергея Николаевича Китаева — одного из первых в России коллекционеров и знатоков японского искусства. В 1916 году, при отъезде за границу, Китаев передал свою коллекцию в Румянцевский музей на хранение, где она находилась в неразобранном виде в 14 ящиках, а в 1924 году вместе с другими экспонатами реорганизованного музея поступила в Гравюрный кабинет.
С судьбой коллекционера и наиболее интересными гравюрами из его собрания зрителей и слушателей познакомит Айнура Ишенбаевна Юсупова, ведущий научный сотрудник — хранитель коллекции восточной графики ГМИИ.
Модератор встречи — советник дирекции РГБ Наталья Юрьевна Самойленко.