Лекция «Русская живопись в собрании Румянцевского музея»
Третья лекция цикла «Исчезнувший музей» будет посвящена коллекции русской живописи в Румянцевском музее, которая в начале ХХ века была одним из самых значительных собраний отечественного искусства в России.
Московский публичный музей, так же как и вошедший в его состав Румянцевский музей, создавался как музей просветительский. Его создатели не уповали на возможность приобретения художественных шедевров, а работали над экспозициями, которые должны были дать наглядную картину исторического развития искусства. Поэтому в первые годы существования музея наряду с подлинными произведениями публике демонстрировали копии и фотографии. Отделение изящных искусств состояло из трёх отделов: архитектуры, скульптуры и живописи.
Но уже первый дар императора Александра II — картина Александра Иванова «Явление Христа народу» — во многом предопределил дальнейшее развитие живописной коллекции музея. Первые хранители произведений искусства нового музея мечтали о том, что в нём можно будет собрать самые замечательные работы русских художников, начиная с XVIII века. Во многом это удалось за счёт даров Румянцевскому музею. Если в 1862 году живописное собрание включало более 200 работ, то через пятьдесят лет их было около 1500, а в 1924 году, перед закрытием музея, — 3500. В 1915 году картинная галерея музея расположилась в специально построенном для неё здании.
В высшей степени ценным было собрание картин русской школы конца XVIII — первой половины XIX века. Кроме наследия Александра Иванова музей обладал почти всеми главными произведениями Павла Федотова и прекрасным собранием камерных работ Карла Брюллова. В коллекции были представлены замечательные полотна Дмитрия Левицкого и Владимира Боровиковского, Ореста Кипренского, Василия Тропинина, Сильвестра Щедрина.
Поскольку Румянцевский музей не отказывался от работ современников, то в коллекции живописи оказались ключевые работы Василия Перова, один из шедевров Исаака Левитана, произведения Ивана Шишкина, Алексея Саврасова, Ивана Айвазовского, Константина Маковского, Генриха Семирадского.
О том, каким образом и на основании каких коллекций шло формирование живописного собрания Румянцевского музея, какова была судьба его сокровищ после расформирования, пойдёт речь на лекции.
Лектор — Наталья Самойленко, советник дирекции Российской государственной библиотеки.
Гостья встречи — заведующая отделом живописи XVIII — первой половины XIX века Государственной Третьяковской галереи Людмила Алексеевна Маркина, заслуженный работник культуры РФ, доктор искусствоведения, профессор.