25 ноября в библиотеке санитарный день, читальные залы закрыты.


Экспозиция Музея книги закрыта в связи с началом реставрационных работ.


В связи с проведением ремонтных работ в помещениях хранения отдела диссертаций временно не выдаются оригиналы диссертаций за 2014–2019, 2024 годы.

25 ноября — санитарный день, библиотека закрыта
Спросите библиотекаря

Расписание лекций цикла «Кино — это запечатлённое время» за 2020 год

с 7 июня по 22 декабря 2020 года

Архив онлайн-лекций киноведа и редактора Александра Семенюка «Кино — это запечатлённое время» за 2020 год.

Смотреть расписание текущих лекций

Расписание цикла

7 июля 19:00 — «Кино — это запечатлённое время»

Феномен киноискусства как синтеза искусств. Особенности киноязыка. Психология восприятия кино. Отображение кинематографом в символической, образной форме картины мира.


Видеозапись первой лекции

21 июля 19:00 — «Пространство и время в фильмах Андрея Тарковского и Кристофера Нолана»

Хронотоп — пространство и время в искусстве кино: важнейшая категория, без которой режиссёрам невозможно создавать «миры» своих фильмов. Хронотоп позволяет вмещать в полтора-два часа экранного времени события веков и тысячелетий. В киноискусстве пространство-время может сжиматься и растягиваться, показывать не только прошлое и настоящее, но и будущее, транслировать, наряду с видимой, физической реальностью также и духовную, метафизическую.


Видеозапись второй лекции

4 августа 19:00 — «Экранизация литературы»

Экранизация литературы — всегда интерпретация, причём многоуровневая, наподобие вложенных друг в друга матрёшек. Невозможно буквально переложить литературный текст на язык кино, механически заместить прозу драмой, заменить звукозрительным кинообразом (в исполнении актёра) литературный мыслеобраз героя, представление о котором у писателя и каждого читателя — свои. В ходе лекции участники обсудят, возможно ли сохранить авторские замысел и смыслы литературного первоисточника при экранизации.

Алексанр Семенюк поговорит со своими слушателями о том, как классическая литература передана в фильмах:

  • «Анна Каренина» Александра Зархи (1967), «Анна Каренина» Сергея Соловьёва (2009), «Анна Каренина» Джо Райта (2012), сериале «Анна Каренина. История Вронского» Карен Шахназарова (2017)
  • «Вий» Константина Ершова (1967), «Вий» Олега Степченко (2014), «Гоголь. «Вий» Егора Баранова (2018)
  • «Жестокий романс» Эльдара Рязанова (1984), «Бесприданница» Якова Протазанова (1936)
  • «Гроза» Григория Константинопольского (2019), «Гроза» Владимира Петрова (1933)


Видеозапись третьей лекции

18 августа 19:00 — «Скрытые смыслы, подтексты в киноискусстве»

Кино оказывает влияние на зрителей через повествование — нарратив. Но наиболее мощное воздействие происходит через скрытые, «зашифрованные» авторские подтексты, которые оформляют основной смысловой контекст всякого фильма — дискурс. О скрытых смыслах и их выражении пойдёт речь на лекции.


Видеозапись четвёртой лекции

1 сентября 19:00 — «Будущее мирового кинематографа: зрительские ожидания»

Мировой кинопроцесс замер в ожидании. Что будет доминировать в кинематографе после пандемии: радость бытия или апокалиптический дискурс, новый тип героя или ностальгия по прошлому, обращение к художественной традиции или постмодернистский кошмар?


Видеозапись пятой лекции

22 сентября 19:00 — «Телесериал: генезис, цели, перспективы»

Современный телесериал как социокультурный феномен. Манипулятивные функции сериала. Особенности его экранного дискурса: язык, эстетика, драматургия, образный строй. Отличие современного российского телесериала от зарубежных аналогов. Интернет-платформа как транслятор сериалов: новые — формат, идеология, свойства инстанции героя.


Видеозапись шестой лекции

6 октября 19:00 — «От мультипликационного кино к современной анимации»

Современная мультипликация обладает уникальной возможностью моделировать реальность — как прошлого и настоящего, так и будущего. Причём эта разновидность киноискусства способна воссоздавать картины не только видимого, физического мира, но и конструировать пространство-время метафизическое, и даже духовное. Кроме мультипликации на это способно только церковное искусство: иконопись и фресковая живопись.

Что же сейчас представляет собой современное анимационное кино? Разговор об этом — на лекции 6 октября.


Видеозапись шестой лекции

22 декабря 17:00 — «Новый год в кино»

Празднование Нового года и Рождества — излюбленные темы в мировом кинематографе: новогодний карнавал и Рождественская ночь символизируют образ обновляющегося мира. В это время осуществляются мечты, торжествует добро и рождается вера в вечную любовь. «Карнавальная ночь» и «Ирония судьбы, или С лёгким паром» Эльдара Рязанова, «Один дома» Криса Коламбуса, «Фанни и Александр» Ингмара Бергмана, «Отпуск по обмену» Нэнси Майерс, «С Новым годом!» Клода Лелуша и другие фильмы стали киноклассикой благодаря виртуозной режиссуре и замечательной игре известных актёров.

Первые новогодние фильмы в истории кино — «Ночь перед Рождеством» и «Санта-Клаус» — были выпущены в США в 1898 году. В России Владислав Старевич снял шедевр анимации «Рождество у обитателей леса» в 1913 году. С тех пор невероятно изменились технологии кинопроизводства, но трепетное ожидание новогоднего чуда у зрителей и кинематографистов осталось прежним.


Трансляция седьмой лекции

Во время посещения данного сайта на Ваш компьютер, телефон или иное устройство могут быть временно загружены файлы Cookie — небольшие фрагменты данных, обеспечивающие более эффективную работу сайта. Продолжая использование данного сайта, вы соглашаетесь с приёмом файлов cookie.
Подтверждаю ознакомление и согласие
Пройдите регистрацию, чтобы заказывать книги РГБ из дома и сократить ожидание!
Зарегистрироваться