Как смотреть портрет
Продолжается работа совместного лектория проекта «Арзамас» и Российской государственной библиотеки «Искусство видеть». 20 мая в конференц-зале РГБ прошла лекция кандидата искусствоведения, декана факультета истории искусств Европейского университета в Санкт-Петербурге Ильи Доронченкова.
Портрет, наверное, самый старый жанр искусства. Появившись в Древнем мире, он существует по сей день, выполняя практически те же функции: замещает изображённого человека, заставляя «отсутствующего казаться присутствующим» (Леон Батиста Альберти).
С восприятием портрета связано множество стереотипов. Глядя на него, мы часто забываем, что смотрим на изображение, а не на человека; мы пытаемся прочитать характер человека по его образу на холсте. Это естественно: портрет ближе всего стоит к центральной проблеме европейского искусства — созданию эффекта жизнеподобия. При своем рождении портрет был тесно связан с проблемой продления человеческого бытия, и эта почти магическая функция остаётся присущей ему — именно поэтому портрет, принадлежа искусству, в то же время постоянно выходит за его пределы. На каждом этапе своего существования портрет — это прежде всего социальный конструкт, который транслирует представления своей эпохи о человеке и его натуре.
На лекции мы попробовали понять, как следует смотреть портреты разных эпох, чтобы верно прочитать их сообщения, как строится риторика портретного изображения, почему портрет в течение столетий — социальная привилегия и можно ли доверять «портретному сходству».
К лекции сотрудниками РГБ подготовили тематическую мини-выставку, на которой экспонировались издания из фонда Научно-исследовательского отдела редких книг (Музея книги) Российской государственной библиотеки. Посетителям была представлена книга о человеческой физиогномике. Учение о взаимосвязи между внешними чертами, выражением, мимикой лица человека и его характером, здоровьем (физиогномии) было весьма популярным среди философов и медиков со времен Гиппократа, Ибн-Сины и Аритотеля. Свой вклад в развитие физиогномии внес и Леонардо да Винчи, не только выдающийся живописец, но и ученый — анатом и естествоиспытатель. В XVI — XVII веках вышло большое количество книг, посвященных искусству распознавания человека по чертам его лица. Одна из них — труд итальянского врача и философа, Джованни Батисты Порты (1535—1615). Первое издание книги вышло в 1586 году на латинском языке. На выставке было представлено третье издание книги (Падуя, 1623).
Также на выставке можно было увидеть два издания того же периода (конец XVI — первой трети XVII вв.), знакомящих с искусством портрета. Это собрание портретов французских королей, выполненных в технике гравюры на меди гравером Жаком де Би (1581—1650). Жак де Би был не только известным рисовальщиком и гравером, но и типографом и специалистом в области античной истории, нумизматики и иконологии. В частности, им была напечатана известная книга Чезаре Рипы «Иконология или универсальное описание образов...» 1636 года и в качестве редактора подготовлено еще одно издание 1637 года. Второе прижизненное издание книги итальянского писателя Ч. Рипы (1630) демонстрировалось на одной из предыдущих лекций.
На выставке также было представлено издание портретов, собранных итальянским историком, врачом, биографом, географом Паоло Джовио, епископом Ночерским (1483—1552). В течение длительного времени и до конца жизни Паоло Джовио занимался коллекционированием портретов выдающихся личностей прошлого и своего времени. Они составили знаменитую серию из 484 портретов. Изображения его знаменитых современников выполнялись, как правило, с натуры. Экземпляр РГБ представляет собой конволют из двух книг: портреты знаменитых литераторов и известных своими ратными успехами военных. Портреты сопровождены краткими биографиями и эпитафиями.
Начало лекций — в 16:00. Читательский билет и регистрация не нужны, но напоминаем, что в зале всего 400 мест, поэтому рекомендуем приходить заранее — когда все места заполнятся, вход будет закрыт.
Лекции транслируются в режиме реального времени в сети Интернет, запись доступна для просмотра и после лекции.
СМОТРЕТЬ ПОЛНОЕ РАСПИСАНИЕ ЛЕКЦИЙ