Войны памяти и диалог культур в музейном пространстве
Начал работу новый совместный лекторий Российской государственной библиотеки и просветительского проекта «Арзамас» — «Искусство видеть» . Первую лекцию 11 марта прочитал директор Государственного Эрмитажа Михаил Борисович Пиотровский.
Музей — это не тихая гавань, где предметы искусства надёжно спрятаны от бурь современной действительности, а посетителям запрещено даже разговаривать между собой в полный голос. Музей — это место, где на языке образов создается и демонстрируется концепция культуры и понимание истории. Далеко не всегда это понимание совпадает с государственным или общепринятым. Так, вопрос о том, выставлять или не выставлять импрессионистов, в СССР 1950-х годов был не столько эстетическим, сколько политическим, а история о том, как скульптуры Парфенона впервые покинули стены Британского музея и были показаны в Эрмитаже, могла бы стать сюжетом шпионского романа. За такими, казалось бы, специальными вопросами, как состав экспозиции, принципы её расположения и содержание подписей под экспонатами, стоит целая картина мира. Как услышать разговоры между безмолвными экспонатами, их дружескую беседу или ожесточённые споры, объяснит Михаил Борисович Пиотровский.
Михаил Борисович Пиотровский — директор Государственного Эрмитажа, профессор и декан Восточного факультета Санкт-Петербургского государственного университета. Председатель попечительского совета Европейского университета в Санкт-Петербурге. Академик и член президиума Российской академии наук. Президент Союза музеев России, главный редактор журнала «Христианский Восток». Доктор наук, автор более 250 научных работ, среди которых — каталоги арабских рукописей, издания средневековых памятников и древних надписей, работы по духовной и политической истории ислама и арабской культуры, книги об Эрмитаже и о специфике музейного дела в современную эпоху.
К каждой лекции сотрудники библиотеки готовят мини-выставку, связанную с темой и содержанием выступления, демонстрирующую артефакты из фондов РГБ. 11 марта Михаил Борисович рассказал о том, какими были музеи 200—300 лет назад. И посетители лекции смогли увидеть уникальные экспонаты, связанные с историей музейных собраний конца XVIII — середины XIX века, узнать, как в те времена люди представляли себе античное искусство и как это соотносится с современным представлением о нём.
Два издания из фонда научно-исследовательского отдела редких книг (Музея книги) рассказывают об одной из самых известных находок XVIII века, исследование которой положило начало русской палеографии и эпиграфике, — Тмутараканском камне. Сейчас камень хранится в Государственном Эрмитаже. Третья книга показывает, какими были музейные каталоги, когда фотографию ещё не изобрели: изысканные гравюры и тексты к ним представляют коллекции Эрмитажа. А отдел изоизданий РГБ разыскал для выставки одно из первых изданий, датированное 1860-ми годами, в которое были включены фотографии: «Картины Галереи Императорского Эрмитажа».
Вход на лекцию свободный. Организована прямая трансляция, а позже лекцию можно будет посмотреть в записи.
СМОТРЕТЬ ПОЛНОЕ РАСПИСАНИЕ ЛЕКЦИЙ
К лекции «Войны памяти и диалог культур в музейном пространстве» сотрудники Российской государственной библиотеки подготовили мини-выставку из фондов библиотеки
Мусин-Пушкин, Алексей Иванович. Историческое изследование о местоположении древняго российскаго Тмутараканскаго княжения. Санкт-Петербург, 1794. Фронтиспис с надписью «С. Р. и Г. А. Оленин» — «Сочинял, рисовал и гравировал А. Оленин»
Оленин, Алексей Николаевич: Письмо к графу Алексею Ивановичу Мусину-Пушкину: О камне Тмутороканском, найденном на острове Тамане, в 1792 году. Санкт-Петербург, 1806
Эрмитажная галерея, гравированная штрихами с лучших картин оную составляющих, и сопровождаемая историческим описанием, сочинённым Камилем, уроженцем Женевским. Т. 1—2. Санкт-Петербург, 1805—1809. Из фондов Музея книги РГБ
Картины Галереи Императорского Эрмитажа : Фотографические снимки, снятые прямо с оригинальных картин и изданные с высочайшего соизволения придворным Е. И. В. книгопродавцем К. К. Ретгером. Санкт-Петербург—Берлин, 1860-е годы. Из фондов отдела изоизданий РГБ