Лекция «Музыкальные учебники XVII—XIX веков»
Российская государственная библиотека продолжает формат лекций сотрудников библиотеки. Специалисты отдела нотных изданий и звукозаписей в третьей лекции из цикла
На лекции рассказали о музыкальных учебниках, которые были изданы в России в первое десятилетие XIX века. Особое внимание было уделено таким редким изданиям, как «Новейшая полная школа или Самоучитель для гуслей» российского
Издание выпущено Императорской академией наук
Среди четырёх известных русскоязычных изданий фортепианного руководства Игнация Йозефа Плейеля экземпляр «Клавикордной школы» из коллекции книжных памятников РГБ является одним из самых ранних и хронологически первым переводным изданием, представляющим учебное пособие по игре на фортепиано. Книга датируется
В конце XVIII века в Европе появляется новый инструмент — фортепиано, пришедший на смену клавесину и другим
Игнац Йозеф Плейель
«Основательное скрыпичное училище г. Моцарта с тремя фигурами и одной таблицею» Лепольд Моцарт написал и издал в Аугсбурге в 1756 году — в год рождения своего гениального сына Вольфганга Амадея Моцарта. Издание 1804 года из редкого фонда музотдела РГБ долгое время являлось единственным русскоязычным изданием, ни разу не переиздававшимся за 210 лет с момента своего выхода в свет. Лишь в 2014 году впервые появился современный перевод трактата под названием «Фундаментальная школа скрипичной игры».
Трактат Леопольда Моцарта был высоко оценён и необычайно востребован его современниками. Сам автор в предисловии ко второму изданию (1770) признаётся, что «первое издание уже пять лет назад стало редкостью, а три года, как раскуплено полностью». После этого трактат переиздавался ещё не менее десяти раз. Текст второго издания, расширенный и дополненный правилами и примерами, послужил основой всех последующих, в том числе и русского издания «Скрыпичного училища» 1804 года.
Автор трактата «Скрыпичное училище» предстаёт перед читателем энциклопедически образованным человеком, создавшим не просто учебник по игре на скрипке, а всестороннее историческое, теоретическое, методологическое исследование музыкального искусства. Сначала Леопольд Моцарт излагает историю «древнего рода скрыпок», рассказывает «о происхождении музыки и музыкальных инструментов», исследует этимологию слова «музыка», рассматривает изобретения «разных родов музыки», начиная с Ветхого Завета, Древней Греции и Древнего Востока. Автор последовательно излагает «Краткую историю о музыке», описывает процесс создания и эволюции нотного письма. «И все мои труды в сочинении сей книги стремятся к тому, чтобы начинающим верную дорогу показать и приготовить их к познанию и чувствованию хорошего музыкального вкуса», — пишет Леопольд Моцарт.
Лекция прошла в пространстве выставки, посвящённой современным нотно‑музыкальным учебным пособиям.
Ведущая — главный библиотекарь отдела нотных изданий и звукозаписей РГБ Юлия Милёшина.