В новогодние и рождественские дни:
28 декабря все читальные залы и читательские зоны работают по обычному графику.
C 29 ДЕКАБРЯ ПО 8 ЯНВАРЯ БИБЛИОТЕКА ЗАКРЫТА.


С 19 декабря и до конца 2024 года закрыт читальный зал отдела редких книг.


Изменения в расписании магазинов РГБ 17—21 декабря


Заработала единая точка входа для всех подписных ресурсов Библиотеки, доступных дистанционно, без посещения. Как воспользоваться

Спросите библиотекаря

«Мессия» Генделя: Дублин и Лондон. Две беседы с Анной Андрушкевич

с 1 по 8 апреля 2022 года
по предварительной регистрации

1 и 8 апреля в камерном зале отдела нотных изданий и звукозаписей Дома Пашкова пройдут две лекции, посвящённые знаменитой оратории Генделя «Мессия». На них будет рассказано об идее, замысле и судьбе великого произведения.

Фестиваль Генделя в Хрустальном дворце. Иллюстрированные лондонские новости, 1857

В апреле 1742 года в Дублине состоялась мировая премьера оратории Георга Фридриха Генделя «Мессия». Замысел её и сейчас кажется уникальным: на склоне лет Гендель создал сочинение, фабулой которого стала вся христианская история: от пророчеств о Рождестве до размышлений о втором пришествии. Ничего подобного до него не писал ни один композитор.

На современников оратория произвела колоссальное впечатление, и Гендель понимал, что останется в веках прежде всего как автор этой музыки. Однако он едва ли мог себе представить, что в XIX веке на знаменитых Генделевских фестивалях в Лондоне «Мессию» будут исполнять составом в несколько тысяч человек или что публика XXI столетия по-прежнему будет подниматься с мест, услышав первые такты хора «Аллилуйя».

Новая духовная оратория г-на Генделя, по мнению искушённейших знатоков, намного превосходит все подобные сочинения, когда-либо написанные в нашем или любом другом королевстве.

«Дублинский вестник», 10 апреля 1742 года

О том, какой была судьба этого сочинения, расскажет Анна Андрушкевич — музыковед, соавтор перевода книги Джона Элиота Гардинера «Музыка в Небесном Граде» (совместно с Романом Насоновым), куратор и участница многих лекционных проектов, в том числе циклов «Дни барокко» (2019), «Классика в кино» (2021), «Музыка в пространстве» (2020—2021). В ходе беседы будут использованы фрагменты аудио- и видеозаписей оратории, а также иллюстрации из старопечатных изданий, хранящихся в фонде библиотеки.

Эдвард Эдвардс. Генделевский фестиваль в Вестминстерском аббатстве. Около 1790 года. Йельский центр британского искусства (Нью-Хейвен, США)


1 апреля в 18:30 — Встреча первая. Дублин: Свифт против Генделя

Георг Фридрих Гендель (1685—1759), немец по происхождению, обосновался в Лондоне в 1712 году. К 1740-м годам он был прославленным композитором, автором множества сочинений, в том числе нескольких десятков опер. Дублин в то время отнюдь не являлся музыкальной столицей мира. Как случилось, что первое исполнение «Мессии» состоялось именно там? Что заставило Генделя покинуть Англию и отправиться зимой в далёкий и незнакомый город? И почему великий писатель Джонатан Свифт хотел помешать премьере?

«Женщина, да простятся тебе за это твои грехи!..» — воскликнул, по преданию, англиканский священник Патрик Делани, услышав на премьере арию «Он был презрен» в исполнении Сюзанны Сиббер.

Регистрация

Томас Хадсон. Портрет Сюзанны Марии Сиббер, 1749.
Национальная портретная галерея (Лондон, Великобритания)

8 апреля в 18:30 — Встреча вторая. Лондон: Филалет против Генделя

В Лондоне «Мессию» поначалу приняли холодно, и несколько лет Гендель никак не мог добиться успеха. Имени наиболее резкого критика мы даже не знаем: он подписался псевдонимом «Филалет». Со временем интерес к оратории пробудился и здесь. Как музыка Генделя завоевала признание лондонского общества? Что произошло, прежде чем равнодушие сменилось восхищением?

«Мы увидим, что история „Мессии“ связана с крупным благотворительным проектом: в Лондоне строился первый приют для детей-сирот. Причём эта идея, пришедшая на ум отставному капитану Томасу Корэму, постепенно нашла отклик у большинства жителей столицы — от простых горожан до купцов, меценатов, высшей знати, людей искусства и короля Георга II».

Регистрация

Томас Хадсон. Портрет Генделя с партитурой «Мессии», 1756.
Национальная портретная галерея (Лондон, Великобритания)

Во время посещения данного сайта на Ваш компьютер, телефон или иное устройство могут быть временно загружены файлы Cookie — небольшие фрагменты данных, обеспечивающие более эффективную работу сайта. Продолжая использование данного сайта, вы соглашаетесь с приёмом файлов cookie.
Подтверждаю ознакомление и согласие
Пройдите регистрацию, чтобы заказывать книги РГБ из дома и сократить ожидание!
Зарегистрироваться