«Мессия» Генделя: Дублин и Лондон. Две беседы с Анной Андрушкевич
1 и 8 апреля в камерном зале отдела нотных изданий и звукозаписей Дома Пашкова пройдут две лекции, посвящённые знаменитой оратории Генделя «Мессия». На них будет рассказано об идее, замысле и судьбе великого произведения.
В апреле 1742 года в Дублине состоялась мировая премьера оратории Георга Фридриха Генделя «Мессия». Замысел её и сейчас кажется уникальным: на склоне лет Гендель создал сочинение, фабулой которого стала вся христианская история: от пророчеств о Рождестве до размышлений о втором пришествии. Ничего подобного до него не писал ни один композитор.
На современников оратория произвела колоссальное впечатление, и Гендель понимал, что останется в веках прежде всего как автор этой музыки. Однако он едва ли мог себе представить, что в XIX веке на знаменитых Генделевских фестивалях в Лондоне «Мессию» будут исполнять составом в несколько тысяч человек или что публика XXI столетия по-прежнему будет подниматься с мест, услышав первые такты хора «Аллилуйя».
Новая духовная оратория г-на Генделя, по мнению искушённейших знатоков, намного превосходит все подобные сочинения, когда-либо написанные в нашем или любом другом королевстве.
«Дублинский вестник», 10 апреля 1742 года
О том, какой была судьба этого сочинения, расскажет Анна Андрушкевич — музыковед, соавтор перевода книги Джона Элиота Гардинера «Музыка в Небесном Граде» (совместно с Романом Насоновым), куратор и участница многих лекционных проектов, в том числе циклов «Дни барокко» (2019), «Классика в кино» (2021), «Музыка в пространстве» (2020—2021). В ходе беседы будут использованы фрагменты аудио- и видеозаписей оратории, а также иллюстрации из старопечатных изданий, хранящихся в фонде библиотеки.
1 апреля в 18:30 — Встреча первая. Дублин: Свифт против Генделя
8 апреля в 18:30 — Встреча вторая. Лондон: Филалет против Генделя