Лекция-экскурсия «Литография: атмосфера Рождества»
Музей книги приглашает провести канун самой длинной ночи года в уютной компании старинных книг, которые расскажут волшебные истории и наполнят праздничным настроением. Лекция проводится в рамках цикла «Беседы о редкостях в Музее книги».
Эрнст Теодор Амадей Гофман. Сказка про щелкуна и мышиного короля / перевод с немецкого С. В. Флерова ; рисунки В. Е. Маковского. 2-е изд. Москва : К. Н. Цветков, 1903
Открыть в Электронной библиотеке РГБ
Литография
Художники также оценили простоту работы в этой технике. Изображение на литографский камень наносится при помощи специальной туши или карандаша, что делает процесс подготовки формы похожим на работу в графических техниках. К литографии в своем творчестве обращались многие известные художники: Дмитрий Митрохин, Альфонс Муха, Валентин Серов, Анри
Для издателей литография открыла возможность увеличивать тиражи, делать книги не только доступными, но и красивыми. Именно с приобретения литографской машины начинается активная деятельность русского издателя Ивана Дмитриевича Сытина, и не случайно его типография стала к концу XIX века первой по объемам типографской продукции. После имевшего колоссальный успех выступления на Всероссийской промышленной выставке 1882 года Сытин приглашает к сотрудничеству самых прославленных и талантливых художников своего времени, репродукции работ которых также выполнялись именно в технике литографии.
Эрнст Теодор Амадей Гофман. Сказка про щелкуна и мышиного короля / перевод с немецкого С. В. Флерова ; рисунки В. Е. Маковского. 2-е изд. Москва : К. Н. Цветков, 1903
Открыть в Электронной библиотеке РГБ
Невозможно, говоря о развитии литографии в России, обойти вниманием типографию Общины святой Евгении. Начиная с 1897 года типография выпускала открытки к праздникам, тиражируя произведения русских художников. Размах деятельности типографии поражает: за 20 лет существования было выпущено 6410 открыток тиражом от тысячи до десяти тысяч штук общим количеством около 30 миллионов штук. С типографией сотрудничали художники «Мира искусства» и «Голубой розы», а его продукция получала призы на международных и всероссийских выставках: на Всемирной выставке в Париже (1900), Всероссийской кустарной выставке
Сотрудник Музея книги София Харитонова расскажет об истории изобретения и развития литографии и сопроводит рассказ изданиями из фонда отдела редких книг.