Творческая встреча c Александром Коноплёвым «Что такое книга: простые ответы на сложный вопрос»
Выставка «Книга глазами дизайнера» продолжается — и для всех, кто хочет больше узнать о книжном дизайне и задать вопросы участникам выставки, организаторы подготовили прекрасный подарок. С 17 января по 23 марта в Ивановском зале пройдут лекции, мастер-классы и экскурсии , которые проведут для вас дизайнеры — участники выставки и её куратор Елена Рымшина. И первую творческую встречу «Что такое книга: простые ответы на сложный вопрос» проведёт Александр Борисович Коноплёв. Состоится она 17 января 2017 года в 18:00.
Александр Коноплёв родился в Москве в 1943 году. В 1967 году окончил Московский полиграфический институт. После окончания МПИ начал активно сотрудничать с издательством «Искусство». Впервые принял участие в выставке московской книжной графики в 1964 году и с тех пор был участником всех московских книжных выставок. С 1972 года начал работать в Московском полиграфическом институте (МГУП имени Ивана Фёдорова, Институт графики и книжного искусства имени В. А. Фаворского), где стал профессором кафедры художественно-технического оформления печатной продукции. Здесь Александр Борисович работает и сейчас (а его дипломницей была ещё одна участница проекта «Книга глазами дизайнера» — Анна Наумова).
Александр Коноплёв с 1977 года по 1999-й работал художественным редактором издательства «Искусство» при редакции истории и теории изобразительного искусства. Вот что говорит про это время сам Александр Борисович:
«Много книг сделал для редакции кино с художественным редактором Германом Александровым, с которым начинали свои издательские проекты почти все художники моего поколения. Параллельно более десяти лет проработал в СХКБ ЛегПром в отделе графики под руководством Михаила Шварцмана. Благодаря общению с ним увлёкся иконописью, многое понял о знаковой сущности изобразительного искусства, стал активно заниматься промграфикой... Несколько лет был членом художественного совета комбината "Промграфики", где подружился с Юлием Перевезенцевым, Александром Шумилиным. Это был интересный, абсолютно иной опыт. Три года был главным художником издательства "Детская литература", где встретил другой подход к книге и познакомился со многими художниками этого совершенно особого взгляда на книгу».
Для выставки «Книга глазами дизайнера» Александр Борисович выбрал книги исключительно из фондов Центра восточной литературы ЦВЛ. Это пять изданий XVII—XVIII веков . И также на выставке представлено десять современных изданий — работ Александра Борисовича разных лет.
Вот что дизайнер говорит о своём участии в проекте:
«Открытием для меня в Библиотеке было всё. Но больше всего понравились восточные книги... Удивительное соотношение рукописного текста и каллиграфического, который временами то литографирован, то вручную вписан, и рисунка, который очень здорово с текстами сопрягается. Это такое искусство, которое трудно постичь... Библиотека не только хранилище бесценных сокровищ, но и огромный и интересный учебник для всех, кто интересуется книжным делом».
С 1974 года Александр Коноплёв — член Союза художников, с 1985 года — член Союза журналистов, с 1995 года — член Союза дизайнеров, с 1994 года — действительный член Академии графического дизайна. С 2009 года — член-корреспондент Российской академии художеств; с 2010 года — действительный член Национальной академии дизайна. Дважды номинировался на Государственную премию РФ в области литературы и искусства. Заслуженный художник России.
У Александра Борисовича более тридцати дипломов и наград книжных конкурсов СССР и России, Германии, Чехословакии. Бронзовая медаль Международной бьеннале графики в Брно (Чехия), первая премия на конкурсе «Лучшая книга мира» в Германии, бронзовая медаль ВДНХ за работу «Переписка без писем».
Издания из фондов РГБ, экспонированные на выставке «Книга глазами дизайнера», — выбор Александра Коноплёва
«Джиханнюма» — крупное историко-географическое произведение османского учёного-энциклопедиста, историка, географа, писателя Кятиба Челеби (1609—1657), в котором предпринята попытка сопоставить данные европейской географической науки с данными мусульманской. Ибрагим Мютеферрика дополнил рукопись новыми сведениями о системах мироздания, движении светил, о Тихо Браге, Копернике, дал описание глобуса, компаса и многого другого. Книга снабжена картами и иллюстрациями, раскрашенными вручную. «Джиханнюма» считается наиболее значительным изданием типографии Мютеферрики.
За 13 лет (1729—1742) существования типографии Мютеферрики было издано 17 произведений общим тиражом, превышающим 12 тысяч экземпляров. Из-за запрета на публикацию книг религиозного содержания все произведения носили светский характер, знакомили читателя с историей, великими географическими открытиями, государственным устройством,что сыграло большую роль в развитии турецкой культуры.
Из 17 произведений первых турецких печатных книг в РГБ хранится 16 названий.
Комментарий Александра Коноплёва: «Замечательно и строго. Интересно и функционально организовано. Всё наглядно представлено, необычная конструкция переплёта. Всё изысканно и точно, хотя Чихольда они не читали».
Улугбек ибн Шахрух ибн Тимур
Таблицы долгот и широт неподвижных звёзд по наблюдениям Улугбека
Оксфорд, 1665
Шифр РГБ: ЗВ 17-9/231
Улугбек ибн Шахрух ибн Тимур (1394—1449) — среднеазиатский государственный деятель, внук Тамерлана (1336—1405). Выдающийся математик, астроном, просветитель и поэт своего времени. Основал одну из важнейших обсерваторий Средневековья. Издание было выпущено под руководством Томаса Хайда (1636—1703), английского востоковеда, директора Бодлианской библиотеки. «Таблицы...» являются английским переизданием Гурганского зиджа, или зиджа Улугбека, средневекового звездного каталога, изданного в 1437 году. Труд был подготовлен группой мусульманских астрономов, работавших в Самарканде в обсерватории Улугбека.
Комментарий Александра Коноплёва: «Книга среднего формата и с таблицами, насыщенными множеством цифр и особыми математическими знаками того времени. Издание на двух языках, с удивительно точными совпадениями строк латиницы и фарси. Каждая страница помещена в рамку, поэтому требовалось высокое мастерство наборщиков и верстальщиков. Спусковая и концевые полосы с орнаментами по верху полосы. Колонцифры по верху полосы. Интересно решение титульного листа с печатью в две краски: черная и традиционная красно- коричневая. Неожиданно включение в чисто европейскую композицию титула восточных надписей в два цвета. Но сделано это органично и цельно. Карты и схемы выполнены строго и функционально. По-европейски поставлены инициалы с буквами на фоне гравированного фона».
Книга, дарованная Предвечному Адаму ангелом Разиэлем
Сифра де-адам кадмаа ше-натан ло Разиэль га-малах. Амстердам, 1701
Шифр РГБ: Гинц 2/1920
«Книга ангела Разиэля» — средневековое руководство по практической магии и практической каббале, написанное на иврите и арамейском языке. Содержит фрагменты, относящиеся к первой половине I тыс. н. э. Книга построена как комментарий к рассказу о Творении в Книге Бытия и содержит информацию о злых и добрых ангелах, магическом использовании знаков зодиака, чисел и букв, Божественных имён, методах написания амулетов и магических заклинаний. Книга оказала значительное влияние на европейскую магию эпохи Возрождения и Нового времени.
На правой полосе (л. 43 об.—44) изображён амулет с именами ангелов, призванный защитить роженицу перед родами и во время родов; слева изображены амулет с непроизносимым именем Бога (Тетраграмматон), а также текст, записанный так называемым ангельским письмом.
Комментарий Александра Коноплёва: «Книга стандартного по нынешним мерам формата. Колонцифры и колонтитул по верху полосы набраны со втяжкой. Втяжка этого размера становится абзацным отступом по всей книге. Традиционный титульный лист с фронтисписом. Интересная верстка текстовой полосы со втяжками для текстовых же вставок-сносок. Хорошая графика символов и таблиц без всяких украшений и орнаментов».
Первая турецкая печатная книга вышла в свет 31 января 1729 года в типографии Ибрагима Мютеферрики (167—1745) тиражом I тысяча экземпляров. Это двухтомный арабско-турецкий толковый словарь Джевхери, написанный в X веке и переведенный на турецкий язык в XVI веке известным мюдеррисом Мехмедом Ванкулу бин Мустафой. По имени переводчика эта книга называлась «Словарь Ванкулу» («Ванкулулюгаты»). Словарь был настольной книгой каждого образованного турка.
Комментарий Александра Коноплёва: «Книга очень большого размера и тяжёлая. Набор высокого качества. Хорошие — правильные пробелы между словами. Точно выверенные межбуквенные расстояния. Полоса набора пропорционально вписана в формат. Вёрстка спусковой полосы сделана вполне по европейским представлениям того времени. Пропущена строка между заголовком и наборной полосой. Заголовок большего кегля, чем набор. Концевая полоса выглядит традиционно, но отсутствуют какие-либо украшения и концовки, что было нормой для книг того времени.
Словарь в высшей степени функционален. Для знающих оба языка, вероятно, не представляет труда пользоваться им, несмотря на большой размер издания. По всей вероятности, это настольная книга. Интерес представляет и отношение к тиражу издания. Традиционно окончание каждой наборной полосы. Бумага для печати тиража плотная и хорошо проклеена. Натиск от печати ощутим на ощупь, но не вызывает отторжения.
Для современного книжного художника важна идея общего конструктивного решения и выбор кеглей шрифта и его насыщенность» .
Из книги, составленной в 1583 году для Мурада III, турецкий читатель узнавал об открытии Нового Света, о войнах испанских конкистадоров. Мютеферрика составил и дополнил книгу по рукописи Месуди. Печатная «История Вест-Индии» иллюстрирована изображениями людей и животных, что было строго запрещено шариатом. Мютеферрике удалось обойти этот запрет. Книга считается первым иллюстрированным изданием, вышедшим в мусульманском мире.
Комментарий Александра Коноплёва: «Книга небольшого формата и насыщена иллюстрациями, сильно по стилистике привязанными к своему времени.
Это изображения людей, диковинных животных, кораблей. Сделано это с сильными трансформационными искажениями. Полагаю, это идёт не от неумения, а вызвано малыми знаниями о предметах и животных, которые надо было показать в издании. Спусковая и концевые полосы достаточно традиционны. Особенно концевые полосы, где сужение текстового формата наглядно и сильно выражено. Интересны карты и схемы, во многом предопределяющие сегодняшние схемы Меркатора и развёртки карт в атласах. Неожиданно для книг того времени вёрстка иллюстраций со смещением в нижнюю часть страницы» .
Из книги, составленной в 1583 году для Мурада III, турецкий читатель узнавал об открытии Нового Света, о войнах испанских конкистадоров. Мютеферрика составил и дополнил книгу по рукописи Месуди. Печатная «История Вест-Индии» иллюстрирована изображениями людей и животных, что было строго запрещено шариатом. Мютеферрике удалось обойти этот запрет. Книга считается первым иллюстрированным изданием, вышедшим в мусульманском мире.
Комментарий Александра Коноплёва: «Книга небольшого формата и насыщена иллюстрациями, сильно по стилистике привязанными к своему времени.
Это изображения людей, диковинных животных, кораблей. Сделано это с сильными трансформационными искажениями. Полагаю, это идёт не от неумения, а вызвано малыми знаниями о предметах и животных, которые надо было показать в издании. Спусковая и концевые полосы достаточно традиционны. Особенно концевые полосы, где сужение текстового формата наглядно и сильно выражено. Интересны карты и схемы, во многом предопределяющие сегодняшние схемы Меркатора и развёртки карт в атласах. Неожиданно для книг того времени вёрстка иллюстраций со смещением в нижнюю часть страницы» .
Современные издания — работы Александра Коноплёва, экспонированные на выставке «Книга глазами дизайнера»
Вздорнов Герольд Иванович
Феофан Грек. Творческое наследие
Москва : Искусство, 1983
Шифр РГБ: ИЗО, ОР 03:7/В-40
Александр Коноплёв о книге:
«Книга вобрала всю на тот момент известную фресковую живопись Феофана Грека, замечательно сфотографированную Алексеем Дорофеевым в Великом Новгороде. В книгу также вошли известные иконы, книжные миниатюры. Это издание стало первым опытом работы с миланской типографией «Амилькаре Пицци». Впервые в своей практике я использовал три сорта бумаги для текста, для печати фресок и отдельно для печати икон и книжных миниатюр. Для издания также работали фотографы Ю. Артамонов, Д. Белоус, А. Сапроненков. Редактор — Т. В. Моисеева».
Александр Коноплёв о книге:
«Книга получилась светлой и без каких-либо наворотов. Очень прозрачная по макету и ясная по структуре и типографике».
Сакович Антонина Георгиевна. Народная гравированная книга Василия Кореня, 1692—1696
Москва : Искусство, 1983
Шифры РГБ:
ФБ Б 83-4/173-174,
ИЗО 185/2.32-2.33,
МК ЖII 3/4.219.12,
ОР 03:7/G-15
Александр Коноплёв о книге:
«Первое издание религиозной книги с авторскими интерпретациями гравюр из Европы русским средневековым мастером. Печать в оригинале в два цвета. Для издания был выбран стандартный формат, в котором использовалась модульная сетка из многих мелких единиц с одинаковыми пробелами между ними. Такой подход позволил разместить в блоке и отдельно на каждой полосе множество аналогий к одной и той же сюжетной иллюстрации, помог расположить их не хаотично, в определённой последовательности, привязав их строго по месту к тексту. Впервые в этой книге я использовал движение полосы набора в целом и отдельных фрагментов текста по горизонтали, в зависимости от иллюстрации. Фотограф — Дмитрий Белоус. Редактор — Т. И. Володина. Редакция пошла на съёмку оборотов гравюр в цвете, что помогло в восприятии издания».
«Слово о полку Игореве» в гравюрах В. А. Фаворского
Москва : Искусство, 1987
Шифры РГБ: ФБ 1 88-4/91, ИЗО, МК
Александр Коноплёв о книге:
«Полный визуальный и текстовой отчет об этой работе В. А. Фаворского с приложением подготовительных рисунков. Съёмка Дмитрия Белоуса. Прекрасная работа двух технических редакторов: А. А. Сидоровой и Н. В. Муковозовой. Для книги были сфотографированы все доски гравюр, оттиски и развороты, на которых помещался сюжет. Отдельным блоком в книгу был вставлен текст «Слова» в виде брошюры» .
Борис Мессерер. Мастерская на Поварской
Ростов-на-Дону : Гермес, 1994
Каталог выставки
Шифры РГБ: ФБ 1 88-4/91, ИЗО, МК
Александр Коноплёв о книге:
«Рассказ о работе и мастерской-доме художника. Со стихами Беллы Ахмадулиной и текстами друзей и коллег о мастере. С ним было удивительно интересно работать, и всё издание рождалось просто на глазах. Учитывая характер работ Мессерера, я использовал верстку текста в двух направлениях: и по горизонтали, и по вертикали относительно формата книжного блока. Хотел бы отметить роль владельца издательства «Гермес» Вадима Костинского, увлечённого и радующегося делу человека. Специальная съёмка мастерской Бориса Мессерера сделана фотографом Игорем Пальминым».
Александр Коноплёв о книге:
«Книга посвящена памятнику архитектуры Московского Кремля. Свободная верстка, подвижный макет».
Зайцев Вячеслав Михайлович
Слава Зайцев. Тайны соблазна
Москва : Искусство — XXI век, 2006
Шифры РГБ: ИЗО 51/4.128
Александр Коноплёв о книге:
«Книга со сложным набором иллюстраций: фото моделей, эскизы мастера. Удалось уговорить его на публикацию цветных станковых листов, что, по-моему, открыло для многих ещё одну сторону дарования этого художника. Помещал фото и на традиционных белых и чёрных фотографиях. А в ряде случаев и на цветных — красных, любимом цвете модельера. Много авторских фотографий самого мастера, в композиции которых он принимал деятельное участие. Для колонтитулов я использовал автограф Славы Зайцева в верхней части полосы и строгий набор с колонцифрой внизу страницы».
Тарасов Олег Юрьевич
Рама и образ. Риторика обрамления в русском искусстве
Москва : Прогресс-Традиция, 2007
Шифры РГБ:
ФБ 2 08-48/121-122,
ИЗО 123/4.5,
ОР 03:7/Т-19
Александр Коноплёв о книге:
«Необычный взгляд на привычные понятия при знакомом по иллюстративному наполнению материале. Строгий отбор материалов для иллюстрирования. Простая типографика, основанная на пропорциях формата, с блоками подрисуночных подписей, связанных с их движением по горизонтали, равным абзацному отступу».
Эпоха великих строек
The age of great constructions : по страницам журнала «СССР на стройке»
Москва : Евразийский Банк Развития, 2009
Шифры РГБ: ФБ 1 88-4/91, ИЗО, МК
Александр Коноплёв о книге:
«Книга, основанная на фотографиях и печатной графике тридцатых годов, наглядно представляющих размах и масштабы индустриализации в СССР. При печати использовались фоны, запечатанные бронзовой краской и набором основных текстовых сообщений, напечатанных красным и чёрным цветом, набранных гротеском жирного начертания и флагом. Переплёт особой конструкции».
Александр Коноплёв о книге:
«Издание посвящено одному из самых ярких художников живописной Москвы шестидесятых — восьмидесятых годов XX века. В книге больше гоо цветных репродукций самого разного формата: московские пейзажи, старые российские города. Живопись свободная и яркая, написанная с размахом и видимым увлечением. Особый раздел — автопортреты. Разные возрасты — отличие в цветовом подходе. В книге много фотографий, которые мне удалось привязать к тексту по возможности близко к изложению основной темы. Много фрагментов, что для меня было достаточно неожиданно, применительно к современному искусству. Но составитель, сын художника, пошёл на мои предложения».
Смотреть полное расписание лекций