Николай Калинин: «Двадцатый — век книжного дизайна»
12 февраля и 7 апреля 2017 года в Ивановском зале РГБ на
выставке «Книга глазами дизайнера»
состоялась вторая творческая встреча с известным книжным дизайнером и участником выставки Николаем Калининым.
Николай Иванович родился в 1937 году в Москве. В 1955 годк поступил в Московский полиграфический институт на кафедру художественно-технического оформления печатной продукции (ХТОПП). Учился рисунку у профессора А. Д. Гончарова, слушал лекции по истории книги профессора А. А. Сидорова. Был на лекции В. А. Фаворского «Основы графического искусства». В качестве дипломной работы он взял две темы: оформление, макет и иллюстрации к поэме Генри Лонгфелло «Песнь о Гайавате» и оформление «Иллюстрированного справочника вредителей сельского хозяйства». В 1960 году поступил на работу в отдел главного художника Главиздата в качестве художественного редактора. Занимался подбором русской и советской графики для выставок в СССР и за рубежом, посещая мастерские Татьяны Мавриной, Николая Кузмина, Ф. Константинова, Андрея Гончарова, Евгения Ганнушкина. Здесь Юрий Александрович Нолев-Соболев (первый учитель) объяснял и показывал достоинства современной западной книги.
С 1961 по 1967 год работал старшим художественным редактором в издательстве «Искусство», где сотрудничал с Дмитрием Бисти, Евгением Ганнушкиным, Андреем Гончаровым, Борисом Маркевичем, Ираидой Фоминой. Одновременно приобретал богатейший опыт и стал учеником Вадима Владимировича Лазурского (второй учитель), который объяснял классические пропорции вёрстки книг на основе исследований Яна Чихольда, Джованни Мардерштейга, Б. Цакриссона и Рауля Розариво.
С 1967 году как дизайнер сотрудничал с издательствами: «Внешторгиздат», «Изобразительное искусство», «Искусство», «Книга», «Мысль», «Планета», «Художественная литература», издательским отделом Оружейной палаты Московского Кремля. В это же время состоялось знакомство с М. Г. Жуковым (третий учитель), внёсшим значительный вклад в возрождение типографики в СССР, в практику художественного оформления книги средствами типографского набора. Максим Георгиевич Жуков в те годы организовал дизайнеров-единомышленников, показывая на книгах и журналах опыты швейцарской типографической школы («Интерстиль»): модульную сетку, типографику, принципы верстки. Многие принципы этой школы были осмыслены и применены в книгах издательства «Искусство».
Николай Иванович проектировал значительное количество различных изданий и участвовал во всех общих профессиональных выставках в СССР, России и за рубежом. Имеет множество наград . В 1986 году иллюстрации к книге Теофиля Готье «Путешествие в Россию» были приобретены Государственной Третьяковской галереей.
Николай Иванович Калинин высоко отзывается о Российской государственной библиотеке:
«Значение Российской государственной библиотеки неоспоримо и огромно — «сеять разумное, доброе, вечное». По своему масштабу это сокровищница мировой цивилизации. На протяжении своей жизни многие тысячи, а, возможно, миллионы читателей нашей страны получали необходимые знания, работая в фондах Библиотеки».
Для экспозиции «раритетной» части выставки из фондов РГБ Николай Иванович выбрал издания первой половины XX века:
- Нью-Йорк (New-York. An Outline). — Москва : Кооперативное Издательство товарищества иностранных рабочих в СССР, 1933
- А. Е. Кручёных. Помада. — Москва : изд. Г. Л. Кузьмина и С. Д. Долинскаго, 1913
- И. М. Зданевич (псевд. Ильязд). Остраф пАсхи. — Тифлис : 41°, 1919
- Э. И. Эмден. Иммер берайт! : 2-й международный слёт пионеров. Берлин, 1930. — Москва : Государственное издательство, 1930
- Советское кино (Soviet Cinema). — Москва : ВОКС, 1935
В современной части экспозиции дизайнер представил вниманию посетителей выставки 10 книг, которые проектировал и оформлял с 1970 по 2014 годы в различных издательствах:
- М. Н. Пожарская. Русские сезоны в Париже: Эскизы декораций и костюмов, 1908—1929 .— Москва : Искусство, 1988
- Фрески Ферапонтова монастыря. The frescoes of St. Pherapont monastery. — Москва : Искусство, 1970. — (Альбом)
- Б. Г. Воронова. Кацусика Хокусай. Графика. — Москва : Искусство, 1975
- Рукопись — художественный редактор — книга: опыт художественного редактирования изданий. — Москва : Книга, 1985
- В. Н. Кашо. Живой океан. — Москва: Планета, 1987. — (Фотоальбом)
- А. В. Толстой. Художники русской эмиграции: Istanbul — Београд — Praha — Berlin — Paris. — Москва : Искусство—XXI век, 2005
- Александр Иванов. Библейские эскизы. — Москва : Искусство — XXI век, 2007
- Петербург в гравюрах и литографиях XVIII — начала XX века. — Москва : Искусство — XXI век, 2011
- А. И. Комеч. Русские монастыри. История и культура. — Москва : Искусство — XXI век, 2011
- Боулт Джон. Серебряный век. — Москва : Искусство — XXI век, 2014
Профессиональные награды: бронзовая (1967), серебряная (1977) и золотая (1984) медали ВДНХ СССР; золотая медаль на Международной выставке-конкурсе искусства книги (IBA) в Лейпциге (1977); специальный приз на Международной биеннале графического дизайна в Брно, 1988); диплом первой степени и премия «Прогресс» Госкомпечати (1996); Диплом имени Вадима Лазурского Академии графического дизайна (Москва, 1997); диплом «Лучший книжный дизайн года», 2005; диплом за дизайн альбомов «Петербург в гравюрах и литографиях XVIII — начала XX века», «Александр Иванов. Библейские сюжеты» на Всероссийском конкурсе книжной иллюстрации «Образ книги» (2008); специальный диплом первой степени на Всероссийском конкурсе книжной иллюстрации «Образ книги» (2014) и другие.
Персональная выставка: Москва (1990).
Выступал с мастер-классами в Высшей академической школе графического дизайна. Член Союза художников и Союза дизайнеров России. Академик Академии графического дизайна с 1992 года.