Лекция «Цветная гравюра на дереве, металле и камне»
В Российской государственной библиотеке продолжает работу лекторий фестиваля графики «illúzió. Венгерский вклад в мировую графическую культуру XX века» . Лекцию о цветной гравюре 11 февраля прочтёт Мария Ермакова, кандидат исторических наук, начальник управления специализированных отделов РГБ, специалист по книжной графике и гравюре.
Жиль Демарто. Путти с виноградом. 1756—1776. Карандашная манера, оттиск с 3-х досок
Из фондов РГБ
С появлением техники гравюры художники стремились ввести цвет в эстампы. Как это сделать? Самое простое — раскрасить бумажный оттиск. Более сложное — раскрасить саму доску и уже с неё получить цветной оттиск. И, наконец, наиболее совершенное — сделать для каждого цвета свою печатную форму.
История цветной печати гравюр начинается с XVI века с работ немецких художников Лукаса Кранаха, Ганса Бургмайера, особенно, с изобретения итальянским гравером Уго да Карпи техники «кьяроскуро» — цветной гравюры на дереве.
В начале XVIII века появляется особый способ создания цветных изображений, разработанный художником Жаком Кристофом Леблоном на основе теории цвета Исаака Ньютона. Леблон получал многоцветное изображение, смешивая три цвета — жёлтый, красный, синий — и добавляя рисующий чёрный контур. К сожалению, этот способ оказался слишком сложным для художников XVIII и XIX веков, и развитие цветной гравюры пошло по пути разложения рисунка на отдельные, не смешиваемые между собой цвета и изготовления для каждого цвета своей печатной формы. Таким способом печатали цветные оттиски в технике литографии (гравюры на камне), причём количество камней для одного изображения доходило до двадцати. Способ же Леблона применяется в современной полиграфии, фотографии, кино и телевидении.
В лекции речь пойдёт об истории возникновения цветной печати гравюр, мастерах, посвятивших ей своё творчество, художественных особенностях и эволюции этой техники гравирования.
Предварительная регистрация:
ПРОГРАММА МЕРОПРИЯТИЙ ФЕСТИВАЛЯ