Как читать скрытые смыслы и подтексты в живописи
Продолжается работа совместного лектория проекта «Арзамас» и Российской государственной библиотеки «Искусство видеть» . 22 апреля в конференц-зале РГБ прошла лекция старшего научного сотрудника Государственного Эрмитажа, хранителя рисунков старых мастеров Алексея Ларионова «Как читать скрытые смыслы и подтексты в живописи».
Жанр аллегории, почти полностью забытый и вышедший из употребления в искусстве современной эпохи, некогда привлекал к себе крупнейших мастеров европейской живописи. Пользуясь языком иносказаний и символов, авторы аллегорических композиций говорили с современниками на самые важные и актуальные темы: выражали философские взгляды, формулировали нравственные принципы, декларировали политические идеи.
По каким законам строились аллегории? Каким образом отвлечённые идеи обретали в них зримую телесную форму? Как интеллектуальный ребус может оборачиваться высоким искусством? О чём повествуется в полотне Рубенса «Союз Земли и Воды»? Какое послание императору Рудольфу II зашифровал голландский художник Гольциус в своём знаменитом шедевре «Вакх, Венера и Церера» и почему это произведение считается непревзойдённым образцом многозначной игры смыслов? Об этом — в лекции «Как читать скрытые смыслы и подтексты в живописи».
Алексей Ларионов — старший научный сотрудник отдела истории западноевропейского искусства Государственного Эрмитажа, хранитель старых европейских рисунков, преподаватель Европейского университета в Санкт-Петербурге, автор статей и куратор выставок, посвящённых нидерландскому и немецкому искусству XV—XVII веков.
Сотрудники специализированных отделов Российской государственной библиотеки подготовили к лекции тематическую мини-выставку. Посетители увидели гравюры по оригиналам знаменитого голландского гравёра, живописца и рисовальщика Хендрика Гольциуса (1558—1617). Виртуозный мастер, Гольциус сочинял композиции с мифологическими персонажами, исполненные сложного аллегорического подтекста.
Дополняет тему аллегорических изображений в искусстве одно из многочисленных изданий, посвящённых символам и эмблемам — «Эмблемы Божественной любви» с композициями, созданными фламандским гравёром и живописцем Отто ван Вееном (1556—1629).
Классическое издание эмблем — аллегорических рисунков на религиозные темы, сопровождаемых назидательными подписями — было выпущено в свет в Антверпене в 1660 году Бальтазаром Моретусом (Плантеном) (1574—1641), владельцем одной из первых фламандских типографий, основанной ещё в 1555 году. Бальтазар Моретус известен своим участием в многочисленных изданиях различных эмблемат, а также многолетним сотрудничеством с Питером Паулем Рубенсом.
Ещё одна книга на мини-выставке — сборник эмблем и символов, составленный русским врачом, ботаником Нестором Максимовичем Максимовичем-Амбодиком (1744—1812) на основе первого вышедшего на русском языке издания о символике «Символы и эмблемата» (Амстердам, 1705). Книга была очень популярна в России и выдержала три переиздания.
Начало лекций — в 16:00. Читательский билет и регистрация не нужны, но напоминаем, что в зале всего 400 мест, поэтому рекомендуем приходить заранее — когда все места заполнятся, вход будет закрыт.
Лекции транслируются в режиме реального времени в сети Интернет, а позже можно посмотреть запись.
СМОТРЕТЬ ПОЛНОЕ РАСПИСАНИЕ ЛЕКЦИЙ
К лекции «Как читать скрытые смыслы и подтексты в живописи» сотрудники специализированных отделов РГБ подготовили мини-выставку.