Особенно гравюра
Продолжается работа совместного лектория проекта «Арзамас» и Российской государственной библиотеки «Искусство видеть». 27 мая в конференц-зале РГБ пройдёт лекция российского искусствоведа, писателя Аркадия Ипполитова.
Гравюра — милое, старомодное слово. Произносишь «гравюра» и, само собою, подразумеваешь «старая». Когда-то же это было не так. Гравюра при своём рождении была самой авангардной техникой искусства. Её появление в Европе обычно связывают с революцией Гуттенберга — появлением печатного станка и печатной книги./p>
На самом деле гравюра старше — и намного — этого изобретения. Вплоть до появления фотографии гравюра была первым и главным визуальным источником знаний о мире, обо всём в нём происходящем. Многие современные исследователи начинают историю гравюры с рассуждения о том, что она стала предтечей массмедиа. Это совершенно справедливо, но гравюра также, с самого своего рождения, была объектом коллекционирования самых тонких и изысканных знатоков.
О двойственном характере этого искусства, о тайнах его рождения, о его специфике и ценности расскажет Аркадий Ипполитов — хранитель итальянской гравюры в Эрмитаже, искусствовед, куратор многих выставочных проектов, в том числе московской «Roma Aeterna. Шедевры Пинакотеки Ватикана» в Третьяковской галерее, автор книг «Особенно Ломбардия» и «Только Венеция».
К лекции сотрудниками РГБ подготовлена тематическая мини-выставка, на которой будут экспонироваться эстампы из фонда отдела изоизданий Российской государственной библиотеки.
Посетители смогут познакомиться с редкими гравюрами из собрания коллекционера Алексея Сергеевича Петровского (1881—1958), много лет служившего в Румянцевском музее (впоследствии Государственной библиотеке им. В. И. Ленина).
В экспозиции можно будет увидеть гравюры старых европейских мастеров Мартина Шонгауэра (ок. 1450—1491), Андреа Мантеньи (1431—1506) и Альбрехта Дюрера (1471—1528). Гравюра «Дева Мария Благовещения» создана М. Шонгауэером, одним из первых в Германии значительных мастеров, владевшим резцом с уверенностью и изяществом. К школе А. Мантенья относится резцовая гравюра «Вакханалия с винной бочкой», напечатанная в Италии. Листы из знаменитой серии гравюр на дереве А. Дюрера «Апокалипсис» были созданы художником в 1496—1498 г. и напечатаны в Нюренберге. Не менее известен его офорт «Большая пушка» (1518) — один из ранних образцов техники травления на стальной доске.
Начало лекций — в 16:00. Читательский билет и регистрация не нужны, но напоминаем, что в зале всего 400 мест, поэтому рекомендуем приходить заранее — когда все места заполнятся, вход будет закрыт.
Лекции транслируются в режиме реального времени в сети Интернет, запись доступна для просмотра и после лекции.
СМОТРЕТЬ ПОЛНОЕ РАСПИСАНИЕ ЛЕКЦИЙ