Кураторская экскурсия «Как воспитать императора?»
бесплатно: для льготных категорий граждан, включая детей до 16 лет (см. Прейскурант)
Вторая из цикла кураторских экскурсий по выставке «Александр II. Воспитание просвещением» посвящена рассказу о детстве будущего императора. Её провела Элеонора Витальевна Свиридюк, главный библиотекарь научно-методического сектора отдела хранения основных фондов.
Эпоха Александра II — эпоха интенсивного продвижения России вперед в области культуры, образования, науки. Огромное влияние на формирование Александра как просвёщенного монарха оказали педагоги и разработанная ими специально для будущего наследника престола программа воспитания и обучения, которая впоследствии стала применяться в Доме Романовых для воспитания детей.
«Его Высочеству надо быть не ученым, а просвещенным. Просвещение должно познакомить его со всем тем, что в его время необходимо для общего блага и, в благе общем, для его собственного. Просвещение в истинном смысле есть всеобъемлющее знание, соединённое с нравственностью» — эти слова Жуковского точно отражают систему воспитания наследника.
Александр рос в атмосфере честности, благородства, получил хорошее образование, и это не могло не отразиться на всей его дальнейшей жизни, на его деяниях. Важную роль в становлении личности Александра сыграли воспитатели и педагоги, одобренные Николаем I. Среди них Василий Андреевич Жуковский, Карл Карлович Мердер, Константин Иванович Арсеньев, Михаил Михайлович Сперанский, Егор Францевич Канкрин.
Выбор «воспитания просвещением» оказался ценным опытом не только для царственной семьи, но и для развития педагогики в целом.
Вторую из цикла кураторских экскурсий провела Элеонора Витальевна Свиридюк, главный библиотекарь научно-методического сектора отдела хранения основных фондов.
Участники экскурсии увидели первые книги, которые читали маленькому Александру, его первые прописи, рисунки и страницы личного дневника. Узнали, почему программа воспитания, составленная Василием Андреевичем Жуковским, называлась «Путешествие», какой учебный предмет считался особо важным и как можно в процессе воспитания объединить военную дисциплину, строгий контроль, трогательную любовь и душевную заботу.
РАСПИСАНИЕ КУРАТОРСКИХ ЭКСКУРСИЙ ПО ВЫСТАВКЕ