Цикл лекций и презентаций «Деванагари: день каллиграфии»
В рамках выставки «Деванагари: очарование индийских письменностей» состоится цикл лекций, мастер-классов и презентаций книг, а также рецитации текстов на санскрите и русском языках. Второй день посвящён письменности деванагари.
Расписание
11:00—12:00 — Мастер-класс «Каллиграфия деванагари»
Санскрит — один из древнейших языков, на котором написаны величайшие научные, религиозные и философские трактаты. Одна из письменностей, передающих красоту языка, — деванагари, или «письменность богов».
Участники мастер-класса смогут приобщиться к технике письма каламом — специально заточенной деревянной палочкой для индийской каллиграфии, освоить основные приемы начертания букв деванагари и попробовать самостоятельно написать свое имя.
12:30—13:00 — Лекция «Опыт работы с индийским письмом деванагари. Проектирование шрифта»
В разных частях Индии существовали разные системы письма, но самая известная из них носит название «деванагари». Это сложное слово: первая часть «дева» означает «бог», вторая часть «нагар» означает «город», плюс «-и» — суффикс относительного прилагательного. То есть это «(нечто) божественное городское». Самого слова, означающего «письмо», здесь нет. Таков буквальный смысл этого слова.
В наше время деванагари используется далеко не всеми языками Индии, но, бесспорно, это первая по значимости система письма. В Европе все, кто соприкасается с санскритом, знакомы с деванагари.
Лектор — Тагир Сафаев
Академик Академии графического дизайна, член Московского союза художников, Международной типографической ассоциации ATypI (Association Typographique Internationale). Руководитель авторского курса «Шрифт и типографика», лауреат международных конкурсов шрифта TDC’99 в Нью-Йорке (1999), «BukvaRaz» в Москве (2001) и других. Создатель авторских шрифтов или кириллических версий латинских гарнитур.
13:00—13:30 — Лекция «Современные шрифты деванагари и их кириллические стилизации»
Решившись составить афишу или издать книгу с использованием деванагари, дизайнер столкнется с рядом трудностей технического характера. В большинстве случаев эти трудности непреодолимы без обладания практическими навыками, которые можно получить на бесплатных уроках Общества ревнителей санскрита.
Почему одни «индийские» книги выглядят достойно, а другие — нет? Почему где-то написан санскрит, а где-то белиберда? Какие основные исторические типы шрифтов деванагари известны? Почему программы вёрстки по умолчанию не умеют работать с индийскими письменностями? Как написать по-русски кириллицей слово «санскрит», но так, чтобы надпись эта выглядела как стилизация под деванагари с «палубой»?
Лектор — Марцис Гасунс
Индолог-филолог, кандидат филологических наук, член Общества востоковедов России и непременный секретарь Общества ревнителей санскрита, издатель «Bibliotheca Sanscritica», разработчик санскритских шрифтов, преподаватель санскрита.
14:30—15:00 — Лекция «О священном слоге „ОМ“»
Звук «Ом» является самым священным звуком и графически выражаемым слогом в индуизме и буддизме махаяны, особенно в тантрическом буддизме (ваджраяна). Его произносят в начале священных текстов, мантр и во время медитации в индуистской традиции. Он символизирует три базисных шрути — священных текста Вед: Ригведа, Яджурведа, Самаведа. Звук «ом» обсуждается в ряде Упанишад, являющихся текстами, содержащими философские рассуждения, и проясняется в Мандукья-упанишада.
В Пуранах звук «Ом» также определяется как священный. Помимо олицетворения индуистской божественной триады он сам по себе является наивысшей мантрой, символизирует собой Брахман (Высшую реальность) и Вселенную как таковую. Три его составляющих — А, У, М — традиционно символизируют Создание, Поддержание и Разрушение — категории космогонии Вед и индуизма.
Считается, что три звука символизируют три уровня существования — небеса, воздушное пространство и землю, три времени суток и три способности человека — желание, знание и действие.
В составе мантры «Ом Тат Сат» слог «Ом» упомянут в «Бхагавадгите»: «С начала творения три слова — Ом̇ Тат Сат — использовались для обозначения Высшей Абсолютной Истины» (17:23).
15:00—16:00 — Мастер-класс «Каллиграфия деванагари»
Ведущий мастер-класса расскажет об эволюции письма деванагари, какие инструменты и бумагу для написания деванагари лучше всего использовать, какова последовательность написания знаков деванагари, а также расскажет об особенностях написания цифр на деванагари.
16:30—17:30 — Рецитация на санскрите и русском избранных стихов Бхартрихари в переводе М. Леонова
Бхартрихари уже в древности пользовался славой одного из величайших индийских поэтов. Его стихи неоднократно переписывались и комментировались. Сейчас они переводятся на современные языки Индии, по ним изучают санскрит.
Бхартрихари — поэт-философ, мастер, умеющий точно и поэтично выразить мысль. Он писал стихи, наполненные размышлениями о повседневной жизни, любви, выборе человеком правильного пути. Был последователем Шивы и много говорил о том, что только вера, только служение Богу, позволяет нам освободиться от тягостных пут повседневности. Бхартрихари умел передать красоту окружающего нас мира, радости истинной любви, хотя не забывал напомнить о непостоянстве, эфемерности всего этого.
Спикер — Оксана Собака
Артистка драматического театра и кино: РАТИ ГИТИС (курс Бориса Юхананова), ММУ (курс Анатолия Васильева).