Лекция «„Божественная комедия“ Данте в изданиях XV—XVI веков»
В Российской государственной библиотеке была прочитана шестая лекция второго сезона цикла «Беседы о редкостях в Музее книги». Об издательских перипетиях поэмы Данте «Божественная комедия» рассказал Артём Фадеев, библиограф
Пожалуй, не найдётся человека, который никогда бы не слышал о Данте и его «Божественной комедии» — произведении столь культовом, что даже современная массовая культура прочно обросла образами и сюжетами из него. Уже для Италии
Для каждого поколения читателей «Божественной комедии» она иная, и ничто так хорошо не иллюстрирует этот тезис, как история публикаций поэмы в первом столетии книгопечатания. На лекции были рассмотрены наиболее выдающиеся образцы изданий Данте
Изначально поэма Данте играла центральную роль в создании национальной итальянской литературы и языка. Первое иллюстрированное издание 1481 года с комментариями флорентийского гуманиста и патриота Кристофоро Ландино должно было закрепить статус Данте как
На следующем этапе бытования «Божественной комедии» ей стремились придать текстовую и содержательную стройность, которой недоставало ранним опытам гуманистов и печатников. Благодаря лидирующему положению венецианской прессы и особенно деятельности круга Альда Мануция и Пьетро Бембо читатели получили возможность «напрямую общаться с Данте». Роскошные и тонкие гравюры в изданиях Франческо Марколини, Габриэле де Феррари и Сессо давали возможность прогуляться по каждому уголку космологии флорентийского визионера.
Новые исторические условия военных смут и церковных катаклизмов повлияли на комментарии тосканского учёного Алессандро Веллутелло к поэме, раскрывшие её острое политическое содержание. Историческая глубина неожиданным образом обнаружилась там, где до тех пор находили лишь образцы поэтического и
После этого «Божественная комедия» пережила полное, хотя и не окончательное забвение. Пророческие претензии и религиозный пыл поэмы более не вызывали интереса у публики, предпочитавшей лирическую поэзию Петрарки и петраркистов, а в культуре героического и трагического не нашлось места «Комедии» как таковой. При этом комментарии Бернардино Даниэлло в позднем издании 1568 года практически не касаются социальных и религиозных вопросов, ведь в условиях Контрреформации такая трактовка могла привлечь внимание инквизиции.
Книжное собрание Музея книги РГБ хранит немало экземпляров ранних изданий «Божественной комедии», и каждый том рассказывает свою неповторимую историю возрождения интереса к Данте и его творческому наследию в
Тема следующей лекции — «Первые печатные Библии: от Иоганна Гутенберга до Эразма Роттердамского». Приглашаем посетить её 16 мая.
Купить билет