Восток: Первые религиозные гонения в истории: встреча иудейства и эллинства
Российская государственная библиотека и просветительский проект «Арзамас» открыли цикл лекций «Запад и Восток: история культур». Восьмая лекция относится к циклу «Восток»: «Первые религиозные гонения в истории: встреча иудейства и эллинства».
Лектор — Нина Владимировна Брагинская, доктор исторических наук, главный научный сотрудник Института высших гуманитарных исследований РГГУ, профессор Института восточных культур и античности РГГУ, переводчик и комментатор греческих и латинских авторов.
В 160-х годах до н. э. Антиох IV Эпифан, владыка огромного царства Селевкидов, обратил против подданных небольшой части своей империи — Иудеи — религиозные гонения. Эти события слабо отражены у античных писателей как дела сугубо местного значения, не оказавшие серьёзного влияния на основные государства и культуры эллинистического мира. Однако последствия этих событий вскоре затронули все Средиземноморье и остаются важными сторонами современной жизни. Гонения Антиоха Эпифана породили в иудейской среде новые разнонаправленные религиозные течения, в том числе и «раскольнические» толки, а через пару веков они оформились как иудаизм и христианство. Две литературные повести, Книга Иудифи и «Иосиф и Асенет», созданные по следам этих исторических событий, представляют собой два параллельных и противоположных ответа на новую религиозную ситуацию, на вторжение эллинистической культуры в иудейский мир. Созданная в Иудее Книга Иудифи предвосхищает строгий иудаизм, а созданная в египетской диаспоре «Иосиф и Асенет» многими чертами предвосхищает христианство.
Основные тезисы лекции:
- Причины событий, которые называют Маккавейским восстанием (по имени главного героя Иуды Маккавея), остаются для нас таинственными до сего дня. Источники, их описывающие, немногочисленны и расходятся не только в оценке случившегося, но и в изложении и даже в действующих лицах. Мы знаем об этих событиях главным образом из Первой и Второй книг Маккавеев (вторая половина II века до н. э. и начало I века до н. э.) и из творений иудео-эллинистического писателя I века н. э. Иосифа Флавия.
- Для автора Первой книги Маккавеев существует зло само по себе — это царь Антиох, который грабит Иерусалимский храм, оскверняет святыни, преследует верных Богу. И есть отступники из народа Израиля, которые хотят отказаться от отеческой веры и заключить союз с язычниками. Против них поднимают народ священник Мататия и его сыновья во главе с Иудой Маккавеем. Автор Второй книги Маккавеев видит источник бед, постигших Иерусалим, в грехах самого народа, разделенного внутри себя на сторонников эллинской культуры и отеческого благочестия. Антиох и его чиновники оказываются только орудиями божественной кары, а победу оружию Маккавеев обеспечивает жертва мучеников — семи безымянных братьев, их матери и старика Элеазара, — которая смягчила божественный гнев.
- Иосиф Флавий, рассуждая о событиях более чем двухсотлетней давности, обращает внимание на те обстоятельства, которые авторы Первой и Второй книг вообще не принимают во внимание: это существование у евреев соперничавших проегипетской и просирийской партий и попытки знатных родов иметь в борьбе с соперниками могучих покровителей — Птолемеев или Селевкидов. Загадкой является и сам факт религиозных гонений, нисколько не характерный для язычников-эллинов. Завоеватели могли уродовать статуи чужих богов, чтобы лишить самих богов возможности видеть происходящее и вмешиваться на стороне своих почитателей, а могли перенимать культы завоеванных народов или переманивать к себе богов-покровителей осаждаемого города. Но они никогда не навязывали никому религиозных учений и не вмешивались в традиционное богопочитание. Селевкиды до Антиоха Эпифана отправляли Иерусалимскому храму богатые дары. Так что Антиоховы гонения беспрецедентны. Удивительно и то, как могло крестьянское ополчение одержать победу над регулярными войсками, над громадной обученной македонской армией с профессиональными полководцами во главе. Евреи под предводительством сына священника Мататии Иуды Маккавея отвоевали оскверненный и превращенный в языческое святилище Иерусалимский храм, очистили его и восстановили богослужение. Этот день отмечается доныне в праздновании Хануки (Освящения). Религиозные гонения были прекращены преемником Антиоха Эпифана, но продолжилась борьба соратников Иуды за политическую независимость, которая привела в 142 году к созданию независимой Иудеи. В религиозной жизни этого периода много белых пятен. Семь лет в Иерусалиме не было первосвященника, законный наследник этой должности (Ония IV) бежал в Египет и во исполнение пророчества Исайи создал там другой храм, что тоже было вызовом традиции: уже много столетий считалось, что у Бога Израиля только один дом — в Иерусалиме.
- Эти события, гонения, восстание, перемены в столице, бессилие столичного жречества, появление новых людей и новых центров силы вздыбили, перемешали, перевернули Иудею. Когда удалось отстоять жизнь в согласии с Законом (Торой), оказалось, что понимают это согласие по-разному. Одни от преследований бежали в пустыню, где создавали отшельнические общины, враждебные иерусалимскому жречеству, другие — в Египет под покровительство Птолемея VI, получившего прозвище Филосемит, третьи в Иерусалиме формировали новые ритуалы, такие как, например, Ханука, и создавали в отсутствие законного первосвященника священническую царскую династию. Мы знаем названия некоторых оформившихся впоследствии течений — саддукеи, фарисеи, эссеи; Иосиф Флавий называет их понятным для внешнего мира способом — «философскими школами».
- Мы можем попытаться обнаружить духовное содержание такого рода течений по сочинениям эллинистических иудеев. Возьмем для примера две литературные повести, созданные по следам описанных событий. Одна написана в Иудее (Книга Иудифи), другая — в египетской диаспоре («Иосиф и Асенет»), обе будут рассмотрены в их параллельной и противопоставленной образности как выразители двух таких течений. В образной форме Иудифь дает модель поведения перед лицом превосходящей силы: при неукоснительном исполнении всех заповедей и полном доверии Богу возможно чудо; в этом произведении предвосхищены многие аспекты того иудаизма, который возникнет после разрушения храма в 70 году н. э. и приобретет окончательную форму после составления к концу V века Талмуда (раввинистический иудаизм). К иерусалимскому священству отношение здесь сдержанное, а Иудифь выступает женским аналогом Иуды Маккавея. В «Иосифе и Асенет» весь языческий мир приглашается обратиться к Богу и присоединиться к народу Израиля: путь спасения указывает обращение египтянки и языческой жрицы, прекрасной Асенет, которую небесный Человек посвящает в мистерии Всевышнего. Представление о жертве, обращении, спасении, эсхатологии, целый ряд выражений, словно взятых из Нового Завета, составили этому апокрифу репутацию христианского сочинения.
- Эти две повести могли быть созданы вскоре после восстания. Не исторически, но символически они показывают те смысловые линии, которые восходят к Маккавейскому кризису и ведут к иудаизму, сложившемуся после разрушения Храма, и христианству, вышедшему за пределы Иудеи.
К лекции «Первые религиозные гонения в истории: встреча иудейства и эллинства» сотрудники отдела рукописей Российской государственной библиотеки, научно-исследовательского отдела редких книг РГБ и Центра восточной литературы РГБ подготовили мини-выставку книг из фондов библиотеки.
Библия. Франция, XIII в.
Пергамен. Латинский яз.
Отдел рукописей РГБ
В христианской традиции образ Иудифи трактуется как ветхозаветный прообраз Марии, побеждающей зло. Её изображения часто встречаются на страницах западноевропейских средневековых рукописных книг. В Библии XIII века из собрания отдела рукописей РГБ (Ф. 183 № 960) начало Книги Иудифи обозначено инициалом «А», в котором представлена сцена обезглавливания Олоферна (л. 182).
Biblia Hebraica, ... Leyden: ex officina Plantiniana Raphelengii, 1610–1615, 6 vv. V. 5: Bibliorum pars Graeca.... 1612.
Библия с полным параллельным латинским переводом Ксантиса Панини и Ария Монтана, с греческим текстом Нового Завета... Лейден, тип. Плантен-Рафеленг, 1610–1615 г., в 6 тт. Т. 5: Греческие Писания: Апокрифы. 1612.
Центр восточной литературы РГБ, шифр хранения: Гинц 1/1599
Издана в типографии Франциска Рафеленга, породнившегося с представителями знаменитой династии издателей Плантенов-Моретусов. Помимо типографского дела Рафеленг занимался ориенталистикой и был профессором древнееврейского языка и литературы в Лейденском университете. Экземпляр из библиотеки барона Гинзбурга.
Книга Юдифи (Иудифи) — одна из второканонических книг, или Апокрифов. Так называют книги, исторически относившиеся к Танаху (еврейской Библии), однако не вошедшие в его окончательный состав, закрепленный в конце I века н. э. на заседании Синедриона в Явне. В III–II веках до н. э. они вместе с другими книгами Танаха были переведены на древнегреческий в составе Септуагинты, оригиналы же их не сохранились.
Filips von Zesen. Assenat; das ist Derselben, und des Josefs Heilige Stahts-Lieb-und Lebens-geschicht... Nürnberg: zu finden bey Johann Hoffmann, 1672.
Научно-исследовательский отдел редких книг РГБ
Цезен Филипп фон (1619–1689) — немецкий филолог, поэт и романист, основатель общества Deutschgesinnte Genossenschaft (Немецко-мыслящее собрание), в котором ставилась цель очистить немецкий язык от иноязычных заимствований. Автор ряда романов на библейские темы. История жизни святого Иосифа и его возлюбленной, украшенная более чем тридцатью прекрасными гравюрами на меди. Издана в 1672 году в Нюрнберге Иоганом Хофманом по первому изданию в Амстердаме.
Иллюстрации принадлежат Корнелиусу Николаусу Шуртцу (Cornelius Nicolaus Schurtz, XVII в.) — нюрнбергскому художнику и издателю, Иоганну Франку (Johann Franck, 1618–1677) — немецкому художнику и гимнографу, работавшему в Бранденбурге, а также Зигмунду Габриэлю Хипшману (Sigmund Gabriel Hipschmann, 1639 — после 1690) — нюрнбергскому художнику и гравёру.