Запад: Было ли XVIII столетие веком Просвещения?
Российская государственная библиотека и просветительский проект «Арзамас» продолжают цикл лекций «Запад и Восток: история культур» . Очередная лекция относится к циклу «Запад»: «Было ли XVIII столетие веком Просвещения?» .
Лектор — Людмила Александровна Пименова, историк, автор работ по истории монархии и дворянства во Франции XVIII века, кандидат исторических наук, доцент кафедры новой и новейшей истории исторического факультета МГУ. Автор книг и научных работ по истории Франции конца XVIII века.
Словосочетание «век Просвещения» появилось уже в XVIII веке. Обычно названия эпохам дают историки много лет спустя — с Просвещением же получилось так, что люди XVIII века сами определили время, в которое они жили, как «век разума», или «просвещенный век». Но что они имели в виду? Насколько удачно и полно понятие «Просвещение» отражает то, что происходило в обществе и культуре того времени? Был ли XVIII век более «просвещенным», чем другие?
Основные тезисы лекции:
- В XVIII веке в разных европейских языках возникли термины, обозначавшие эту эпоху как время распространения света разума. Наиболее точное определение появилось в статье Иммануила Канта «Ответ на вопрос: Что такое Просвещение?» (1784). Немецкий философ назвал Просвещение «выходом человека из состояния своего несовершеннолетия, в котором он находится по собственной вине». Под несовершеннолетием он подразумевал слепое доверие авторитетам и неспособность руководствоваться своим рассудком. Почему Кант и его современники считали, что критически мыслящих людей стало больше, чем раньше?
- Самостоятельно мыслящая публика, которую имел в виду и к которой обращался Кант, — это читатели. Много ли их было в «век Просвещения», когда во Франции больше половины, а в германских землях три четверти населения оставались неграмотными? По сравнению с предыдущим столетием число грамотных людей в XVIII веке значительно выросло. Но среди историков существуют разногласия по поводу того, каким образом можно измерить уровень грамотности в обществе и как интерпретировать полученные данные. Что считать показателем грамотности: умение поставить подпись под документом или наличие книг в доме? Но бесспорно, что человек читающий стал характерным персонажем своего века. Об этом свидетельствуют, в частности, многочисленные изображения людей из самых разных сословий за книгой.
- Необходимое условие для расширения круга читающей публики — это доступность образования. В XVIII веке существовали разнообразные типы учебных заведений, как традиционные, так и новые. Какую цель преследовало образование: сформировать послушных подданных или ответственных граждан? Этот вопрос занимал современников, проблемы образования оказались в то время в центре общественных дискуссий. Споры о воспитании подрастающего поколения обретали острый политический смысл. Пример тому — дискуссия об образовательной программе иезуитских коллегий, разгоревшаяся как раз в те годы, когда правители ряда стран Европы один за другим принимали решение запретить деятельность иезуитов на территории своих государств.
- Некоторые монархи считали своим долгом править, руководствуясь передовыми идеями века, проводя реформы, просвещая и воспитывая народ. Тем не менее между властью и обществом возникали конфликты. Просвещенное общественное мнение критиковало правителей, а действия просвещенных правителей — например, императора Иосифа II, министров-реформаторов Карла III в Испании — подчас не встречали поддержки в обществе и даже провоцировали народные восстания. Эти примеры показывают, как правители пытались контролировать и менять общество и какую роль играло общественное мнение. В спорах и конфликтах рождались современная политика и современный политический язык. Именно в XVIII веке понятия «общество», «нация», «реформа», «революция» наполнились привычными для нас смыслами.
К лекции «Было ли XVIII столетие веком Просвещения?» сотрудники отдела изоизданий РГБ и научно-исследовательского отдела редких книг РГБ подготовили мини-выставку из своих фондов.
Портрет Дени Дидро (1713–1784). Пьер-Мишель Аликс (1762–1817) с оригинала Луи-Мишеля ван Лоо (1707–1771). Около 1803. Цветная акватинта.
Отдел изоизданий РГБ
Портрет Вольтера (Франсуа-Мари Аруэ, 1694–1778). Пьер-Мишель Аликс (1762–1817) с оригинала Жан-Франсуа Гарнерэ (1755–1837). Около 1803. Цветная акватинта. Надпись по-французски: «Dedié à Belle et Bonne fille adoptive de Voltaire».
Отдел изоизданий РГБ
Encyclopédie, ou Dictionnaire raisonné des sciences, des arts et des métiers,/Par une societé de gens de letters; Mis en ordre & publié par m. Diderot...; & quant a la partie mathematique, par m. D’Alambert... — A Paris: Chez Briasson e. a., 1751–1780. — 2° . — T. 1–35. I–XVII: Encyclopédie... XVIII–XXI Supplément... XXII–XXXII: Recueil de planches... XXXIII: Suite du Recueil de planches... XXXIV–XXXV: Table analytique et raisonneé des matiéres... Научно-исследовательский отдел редких книг РГБ
Энциклопедия, или Толковый словарь наук, искусств и ремёсел — выдающийся памятник французского научного книгоиздания. Во главе 35-томного издания стоял французский философ и драматург Дени Дидро (1713–1784), издание осуществлялось при участии Жана Лерона д’Аламбера (1717–1783), французского философа, механика и математика. В работе над энциклопедией также принимали участие Вольтер, Клод Адриан Гельвеций, Шарль Луи де Монтескьё, Жан-Жак Руссо, Жорж-Луи Леклерк де Бюффон, Луи де Жокур и другие.
Энциклопедия печаталась в Париже с 1751 по 1780 год. Всего было напечатано 35 томов: 17 томов текста и 11 томов иллюстраций к ним, ещё вышло четыре тома дополнений к тексту, один том дополнений к иллюстрациям и два тома указателей ко всем томам.
Над изданием работала группа выдающихся печатников Парижа и Амстердама: Антуан-Клод Бриассон (с 1724 по 1775 год), Шарль-Жозеф Панкук (с 1765 по 1795 год), Марк-Мишель Рей (с 1746 по 1779 год), Андре-Франсуа Ле Бретон (с 1733 по 1773 год), Лоран Дюран (с 1736 по 1763 год), Мишель-Этьен Давид (с ? приблизительно по 1751 год), Мишель-Анутан Давид (с 1732 по 1769 год), Жан-Жорж-Антуан Стоуп (с 1750-х по 1790-е годы), Пьер-Пруден Брюне (с 17?? по 1781 год).
Том I. Encyclopédie, ou Dictionnaire raisonné des sciences, des arts et des métiers... — A Paris: Chez Briasson e. a., 1751. — 2°. — 714 с.
На гравированном фронтисписе первого тома изображена гравюра «Храм истины» Бенуа-Луи Прево по рисунку известного французского художника Шарль-Николя Кошена-младшего.
Том I. Recueil de planches, sur les sciences, les arts libéraux, et les arts méchaniques, avec leur explication. — A Paris: Chez Briasson e. a., 1751. — 2°. — 6, 2, 18, 2, 21, 19, 3, 7, 2 с.
Издание содержит 269 гравюр на меди работы выдающегося художника-гравёра Робера Бенара.