Запад: Как языческий Рим стал христианским миром
Лектор — Андрей Виноградов, кандидат исторических наук, доцент школы исторических наук НИУ ВШЭ, старший научный сотрудник Лаборатории медиевистических исследований НИУ ВШЭ, член Международной ассоциации по изучению христианской апокрифической литературы (AELAC).
В IV веке нашей эры в Римской империи произошёл мощный процесс христианизации. Столетиями историки пытаются понять, почему это случилось именно тогда и как религия страдающего Бога смогла заменить собой языческий пантеон, просуществовавший много веков. Как найти ответы на эти вопросы?
Основные тезисы лекции:
- В IV веке могущественная Римская империя отказалась от победоносного почитания «отеческих богов» и даже от обожествления императора — эта многовековая практика ушла всего за несколько десятилетий. Место языческого пантеона заняла странная иудейская религия страдающего Бога, которую сами римляне прежде считали суеверием. В новую веру переходили целые семьи, города (в отличие от сёл, которые долго оставались языческими) и даже соседние «варварские» народы. О причинах этого поразительного феномена учёные спорят уже больше ста лет.
- Понять причину этого слома можно, если взглянуть на то, как христианство распространяется по территории Pax Romana (Римского мира). И здесь выясняется, что в разных уголках империи происходят очень похожие вещи. Города отказываются от своих древних героев-основателей в пользу христианских исповедников (замученных жителями тех же городов); аристократические семьи обретают свою новую идентичность в монашеском статусе; указы римских магистратов учатся говорить на языке христианского богословия, и, что особенно интересно, само христианство начинает изъясняться языком языческой философии и мифологии.
- Другой путь — это изучение опыта христианизации отдельных городов, которые в сумме своей могут дать картину обращения в новую веру целых римских провинций. Особенно интересны случаи поздней и насильственной христианизации в разных концах огромной империи, например в палестинской Газе и крымском Херсонесе. Они ставят перед историком ряд сложных вопросов, иногда трудноразрешимых. Был ли у язычества шанс выжить? И если был, то почему оно им не воспользовалось?
Сотрудники отдела изоизданий Российской государственной библиотеки
специально к лекции подготовили мини-выставку из своих фондов
«Рисунки древних памятников христианства в Тавриде
Дмитрия Михайловича Струкова »
Д. М. Струков. Инкерманская долина и монастырская скала, 1867
«Рисунки древних памятников христианства в Тавриде» Дмитрия Михайловича Струкова — часть уникального фонда известного археолога и художника второй половины XIX века, хранящегося в отделе рукописей и отделе изоизданий Российской государственной библиотеки.
В 1867 году Московское археологическое общество командировало Дмитрия Михайловича в Крым и на Кавказ для изучения сохранившихся памятников церковного искусства. В течение целого ряда лет Струков продолжал совершать исследовательские поездки в Крым. Результатом его работы стали книги, не утратившие своего значения до сих пор: «Древние памятники христианства в Тавриде» (М., 1876), «О древнехристианских памятниках в Крыму: Опыт археологических изысканий» (М., 1872), «О доисторических памятниках Тавриды» (М., 1879). Все исследованные объекты — монастыри, храмы (в том числе пещерные), надгробные сооружения, предметы декоративно-прикладного искусства Струков запечатлел на акварельных рисунках и планах.
В этих акварельных листах, созданных частично в полевых условиях, проявились безусловный талант Струкова-рисовальщика и подход серьёзного учёного. Как правило, акварели выполнены в монохромной манере, тем не менее художник наглядно передаёт особенности организации внутренних помещений, кладку, элементы декора, археологические находки уникальных храмов, многие из которые оказались утраченными в наши дни.
Д. М. Струков. План Херсонеса, 1867
Д. М. Струков. Интерьер пещерного храма и вид скалы в Севастопольской бухте, 1867 |
Д. М. Струков. Археологические находки в Херсонесе, 1867 |
Д. М. Струков. Инкерман. Остатки высеченных надписей и пещерные храмы, 1867
Д. М. Струков. Инкерман. Остаток живописи. Орнаментальный фрагмент и его расположение на арке, 1867 |
Д. М. Струков. Инкерман. Церковь Св. Климента. Крест иссечённый над престолом и разрез, 1867 |
Д. М. Струков. Инкерман. Разрез скалы с древними храмами, 1867