Экспозиция Музея книги закрыта в связи с началом реставрационных работ.


В связи с проведением ремонтных работ в помещениях хранения отдела диссертаций временно не выдаются оригиналы диссертаций за 2014–2019, 2024 годы.


Читальный зал РГБ в Еврейском музее работает по зимнему расписанию. Подробнее

Спросите библиотекаря

Запад: Нравились ли Аттиле римские бани? О Римской империи и варварских королях

9 октября 2016 года (16:00)
свободный, обязательная регистрация на сайте «Арзамас» (закрыта)
Российская государственная библиотека и просветительский проект «Арзамас» открыли цикл лекций «Запад и Восток: история культур» . Первая лекция «Нравились ли Аттиле римские бани? О Римской империи и варварских королях» состоялась 9 октября в конференц-зале РГБ. Слушателями лекции стали 500 человек, онлайн-трансляцию посмотрели более 700 человек.


Идея про­ек­та за­клю­ча­ет­ся в со­зда­нии от­кры­той пло­щад­ки, на ко­то­рой все же­ла­ю­щие услы­шат лек­ции вы­да­ю­щих­ся ис­сле­до­ва­те­лей гу­ма­ни­тар­ной сфе­ры. По за­мыс­лу ор­га­ни­за­то­ров, лек­ции вме­сте не толь­ко со­зда­ют не­кий цикл, но и са­мо­до­ста­точ­ны каж­дая в от­дель­но­сти. Те­ма­ти­че­ски лек­ции раз­де­ле­ны на два «фа­куль­те­та» — «Во­сток» и «За­пад». Про­длят­ся лек­ции до кон­ца ап­ре­ля 2017 года.

От­кры­вая лек­цию и пред­став­ляя Рос­сий­скую го­су­дар­ствен­ную биб­лио­те­ку, за­ме­сти­тель ге­не­раль­но­го ди­рек­то­ра РГБ по внешним связям и выставочной деятельности На­та­лья Юрьев­на Са­мой­лен­ко об­ра­ти­ла вни­ма­ние со­брав­ших­ся на не­боль­шую вы­став­ку, подготовленную управлением специализированных отделов РГБ.

Вы­став­ка рас­ска­зы­ва­ет о на­ча­ле ис­то­рии РГБ — Мос­ков­ском пуб­лич­ном и Ру­мян­цев­ском му­зее (1862—1924), раз­ме­щав­шем­ся в До­ме Паш­ко­ва. В ос­но­ву Ру­мян­цев­ско­го му­зея был по­ло­жен пе­ре­ве­зён­ный из Пе­тер­бур­га му­зей го­су­дар­ствен­но­го канц­ле­ра, гра­фа Ни­ко­лая Пет­ро­ви­ча Ру­мян­це­ва, со­здан­ный на ос­но­ве его со­бра­ний книг, ру­ко­пи­сей, мо­нет и ме­да­лей, ми­не­ра­лов, эт­но­гра­фи­че­ских пред­ме­тов, скульп­тур. В 1924 году ука­зом Нар­ком­прос­са му­зей был рас­фор­ми­ро­ван. На фон­дах биб­лио­те­ки и от­де­ле­ния ру­ко­пи­сей бы­ла со­зда­на Го­су­дар­ствен­ная биб­лио­те­ка СССР им. В. И. Ле­ни­на (ныне Рос­сий­ская го­су­дар­ствен­ная биб­лио­те­ка), не­книж­ные кол­лек­ции по­пол­ни­ли около 150 му­зеев и га­ле­рей на тер­ри­то­рии быв­ше­го Со­вет­ско­го Со­ю­за. На вы­став­ке в кон­фе­ренц-за­ле РГБ мож­но бы­ло уви­деть фо­то­гра­фии и ил­лю­стра­ции: ред­кие сним­ки биб­лио­те­ки Ру­мян­цев­ско­го му­зея (1881), кар­тин­ной га­ле­реи (1881), от­де­ла об­ра­бот­ки кни­ги (1908), кар­тин из со­бра­ния Козь­мы Сол­да­тён­ко­ва (1908), про­ект зда­ний Им­пе­ра­тор­ско­го Мос­ков­ско­го пуб­лич­но­го и Ру­мян­цев­ско­го му­зея, порт­рет Ни­ко­лая Ва­си­лье­ви­ча Ис­а­ко­ва (1821—1891) — ос­но­ва­те­ля и пер­во­го ди­рек­то­ра Ру­мян­цев­ско­го му­зея, и мно­гое дру­гое.

«Вы мо­же­те по­лу­чить чи­та­тель­ский би­лет бес­плат­но и не толь­ко чи­тать у нас кни­ги, но и зна­ко­мить­ся с ра­ри­те­тами на выставках, ко­то­рых вско­ре, по­сле от­кры­тия Ива­нов­ско­го за­ла, у нас бу­дет ещё боль­ше», — при­гла­си­ла Наталья Юрьевна со­брав­ших­ся в РГБ.


В Римском дворике РГБ перед началом лекции, 09.10.2016. Фото: Наталья Юрьевна Самойленко

Пер­вая лек­ция от­но­си­лась к цик­лу «За­пад»: «Нра­ви­лись ли Ат­ти­ле рим­ские ба­ни? О Рим­ской им­пе­рии и вар­вар­ских ко­ро­лях». Лек­то­р — док­тор ис­то­ри­че­ских на­ук Ми­ха­ил Бой­цов.

Ос­нов­ные те­зи­сы лек­ции:

  • Рас­про­стра­нен­ные пред­став­ле­ния о том, что на Рим­скую им­пе­рию вне­зап­но об­ру­ши­лись ор­ды ди­ка­рей, по­че­му-то вы­рвав­ши­е­ся из гу­стых гер­ман­ских ле­сов и ре­шив­шие сме­сти все на сво­ем пу­ти, глу­бо­ко оши­боч­ны. Так на­зы­ва­е­мую эпо­ху Ве­ли­ко­го пе­ре­се­ле­ния на­ро­дов нуж­но пред­став­лять се­бе как дол­гий и очень слож­ный про­цесс вза­и­мо­дей­ствия раз­ных сил, в ре­зуль­та­те ко­то­ро­го рим­ская куль­ту­ра и рим­ская ци­ви­лиза­ция хо­тя бы в ка­кой-то ме­ре со­хра­ни­лась, а вот ми­ры вар­ва­ров-за­во­е­ва­те­лей ис­чез­ли прак­ти­че­ски без сле­да.
  • При­выч­ное нам со­че­та­ние слов «Ве­ли­кое пе­ре­се­ле­ние на­ро­дов» са­мо спо­соб­но вве­сти в за­блуж­де­ние. Оно со­зда­ет пред­став­ле­ние о ка­ких-то впол­не сло­жив­ших­ся «на­ро­дах», ко­то­рые в пол­ном со­ста­ве пе­ре­ме­ща­ют­ся из од­ной гео­гра­фи­че­ской точ­ки в дру­гую, оста­ва­ясь и в до­ро­ге, и по но­во­му ад­ре­су жи­тель­ства все те­ми же са­мы­ми «на­ро­да­ми». На са­мом же де­ле в то вре­мя са­мые раз­лич­ные че­ло­ве­че­ские со­об­ще­ства по­сто­ян­но сли­ва­лись и рас­хо­ди­лись, ме­няя свои име­на, язы­ки и обы­чаи. Вряд ли хоть один из «пе­ре­се­ляв­ших­ся на­ро­дов» пред­став­лял сколь­ко-ни­будь це­лост­ный эт­нос. Но­вые эт­ни­че­ские (и лю­бые иные) груп­пы как раз и скла­ды­ва­лись в хо­де вза­и­мо­дей­ствия раз­лич­ных че­ло­ве­че­ских масс — по­рой толь­ко для то­го, что­бы тот­час же и рас­пасть­ся.
  • Вар­вар­ские ко­ро­лев­ства бы­ли очень хруп­ки­ми по­ли­ти­че­ски­ми об­ра­зо­ва­ни­я­ми, раз­ди­рав­ши­ми­ся кон­флик­та­ми в пра­вя­щей вер­хуш­ке — не слу­чай­но спи­сок ко­ро­лей, мир­но за­кон­чив­ших свои дни, на­мно­го усту­па­ет спис­ку ко­ро­лей сверг­ну­тых или по­гиб­ших. Раз­ли­чия язы­ко­вые, куль­тур­ные и ре­ли­ги­оз­ные пре­пят­ство­ва­ли сбли­же­нию вар­вар­ской зна­ти с рим­ской ари­сто­кра­ти­ей, а это де­ла­ло власть гер­ман­ских ко­ро­лей и их со­рат­ни­ков еще ме­нее устой­чи­вой. Вряд ли для нее сто­ит ис­поль­зо­вать вы­ра­же­ние «вар­вар­ские го­су­дар­ства», по­сколь­ку сло­во «го­су­дар­ство» пред­по­ла­га­ет от­но­си­тель­но ста­биль­ную си­сте­му пуб­лич­ных ин­сти­ту­тов.


Конференц-зал РГБ, 09.10.2016. Фото: Наталья Юрьевна Самойленко




СМОТРЕТЬ ПОЛНОЕ РАСПИСАНИЕ



Мини-выставка из фондов РГБ, кратко знакомящая гостей
с историей Румянцевского музея


Мос­ков­ский пуб­лич­ный и Ру­мян­цев­ский му­зей (1862—1924) — пер­вый в Москве об­ще­до­ступ­ный го­су­дар­ствен­ный му­зей, ор­га­ни­зо­ван­ный как му­зей уни­вер­саль­ный, вклю­ча­ю­щий со­бра­ния про­из­ве­де­ний ис­кус­ства, ис­то­ри­че­ские и эт­но­гра­фи­че­ские ар­те­фак­ты, есте­ствен­но­на­уч­ные кол­лек­ции. Расположился музей в Доме Пашкова. В ос­но­ву Ру­мян­цев­ско­го му­зея был по­ло­жен пе­ре­ве­зён­ный из Пе­тер­бур­га му­зей го­су­дар­ствен­но­го канц­ле­ра гра­фа Ни­ко­лая Пет­ро­ви­ча Ру­мян­це­ва, со­здан­ный на ос­но­ве его со­бра­ний книг, ру­ко­пи­сей, мо­нет и ме­да­лей, ми­не­ра­лов, эт­но­гра­фи­че­ских пред­ме­тов, скульп­тур.

В Мос­ков­ский пуб­лич­ный му­зей вхо­ди­ли от­де­ле­ния: ру­ко­пи­сей и сла­вян­ских ста­ро­пе­чат­ных книг; биб­лио­те­ки; изящ­ных ис­кусств и клас­си­че­ских древ­но­стей с кар­тин­ной га­ле­ре­ей; до­и­сто­ри­че­ских, хри­сти­ан­ских и рус­ских древ­но­стей; эт­но­гра­фи­че­ское.

В год сво­е­го 50-ле­тия (1912) му­зей по­лу­чил ста­тус им­пе­ра­тор­ско­го. К 1917 году по сво­е­му зна­че­нию Мос­ков­ский пуб­лич­ный и Ру­мян­цев­ский му­зей за­ни­мал тре­тье ме­сто в Рос­сии по­сле Им­пе­ра­тор­ско­го Эр­ми­та­жа и Рус­ско­го му­зея. Биб­лио­те­ка и от­де­ле­ние ру­ко­пи­сей усту­па­ли толь­ко Им­пе­ра­тор­ской пуб­лич­ной биб­лио­те­ке.

В по­сле­ре­во­лю­ци­он­ные го­ды му­зей стал ме­стом со­хра­не­ния част­ных со­бра­ний и кол­лек­ций. Вла­дель­цы кол­лек­ций пе­ре­да­ва­ли их в му­зей, что­бы они не про­па­ли в ре­во­лю­ци­он­ной сму­те.

В 1924 году ука­зом Нар­ком­прос­са му­зей был рас­фор­ми­ро­ван. На фон­дах биб­лио­те­ки и от­де­ле­ния ру­ко­пи­сей бы­ла со­зда­на Го­су­дар­ствен­ная биб­лио­те­ка СССР им. В. И. Ле­ни­на (ныне Рос­сий­ская го­су­дар­ствен­ная биб­лио­те­ка). За­пад­но­ев­ро­пей­ская часть ху­до­же­ствен­ных со­бра­ний ста­ла ос­но­вой Му­зея изящ­ных ис­кусств (ныне Государственный музей изобразительных искусств имени А. С. Пушкина). Рус­ская часть по­пол­ни­ла фон­ды Тре­тья­ков­ской га­ле­реи. Эт­но­гра­фи­че­ские кол­лек­ции и ми­не­ра­ло­ги­че­ское и ну­миз­ма­ти­че­ское со­бра­ние ото­шли Му­зею эт­но­гра­фии и Мос­ков­ско­му уни­вер­си­те­ту.


Иллюстрация из книги: Пятидесятилетие Румянцевского музея в Москве. 1862—1912. Исторический очерк. Москва, 1912.



Библиотека государыни императрицы Александры Фёдоровны в Московском публичном и Румянцевском музее. Фотография Т. А. Митрейтера, 1881.


Картинная галерея. Русская школа. Фотография Т. А. Митрейтера, 1881.
Картина Александра Иванова «Явление Христа народу» в 1861 году была передана в дар императором Александром II устраиваемому Московскому публичному и Румянцевскому музею. В 1932 году передана в Третьяковскую галерею.


Проект зданий Императорского Московского публичного и Румянцевского музея.
Иллюстрация из книги: О постройках Московского публичного и Румянцевского музеев. Москва, 1912.


Картины русской школы из собрания Козьмы Терентьевича Солдатенкова. Фотография, 1908. Богатейшее художественное собрание Солдатенкова было завещано музею с условием, хранить как целостную коллекцию. Из-за нехватки места первоначально было развешено в помещении библиотеки. Русская часть коллекции сегодня находится в Государственной Третьяковской галерее. Небольшое количество западноевропейских полотен пополнило фонды Государственного музея изобразительных искусств имени А. С. Пушкина.



Библиотека императрицы Александры Фёдоровны, 1908. Библиотека подарена её детьми в год открытия музея.
Хранится в Российской государственной библиотеке.


Отдел обработки книги. 1908. В центре — Антон Иосифович Калишевский (1863—1925), библиограф, библиотековед. Возглавлял кафедру библиотековедения в Московском университете. Член Общества любителей российской словесности, Русского библиографического общества. В 1891—1908 — сотрудник библиотеки Московского публичного и Румянцевского музея.




Фоторепортаж Марии Тивтикян

Во время посещения данного сайта на Ваш компьютер, телефон или иное устройство могут быть временно загружены файлы Cookie — небольшие фрагменты данных, обеспечивающие более эффективную работу сайта. Продолжая использование данного сайта, вы соглашаетесь с приёмом файлов cookie.
Подтверждаю ознакомление и согласие
Пройдите регистрацию, чтобы заказывать книги РГБ из дома и сократить ожидание!
Зарегистрироваться