Просветительский проект «Арзамас»: цикл лекций «Искусство видеть»
Как правильно разглядывать картины, фотографии, памятники и многое другое? Почему фотография — это искусство, и какие битвы происходят в музеях? С марта по июнь проходил совместный лекторий РГБ и просветительского проекта «Арзамас» — «Искусство видеть» .
Учёные из Санкт-Петербурга — сотрудники Государственного Эрмитажа и Европейского университета — приезжали в Москву и приходили по воскресеньям в конференц-зал РГБ, чтобы рассказать о картинах, гравюрах, фотографиях, домах — и не только.
Вот что говорит про лекторий Наталия Мазур, куратор курса «Искусство видеть»:
«Задача курса — напомнить слушателям, что такое искусство. Искусство — это не мёртвые предметы, хранящиеся в музеях, а часть повседневной жизни и составляющая множества культурных практик. Потребность в создании и восприятии изображений универсальна и заключена в самой природе человека.
Восприятие искусства не сводится к „чистому созерцанию“, а предполагает интеллектуальное и эмоциональное соучастие, наградой за которое становится ни с чем не сравнимое удовольствие от сопричастности к работе художника.
Зачем нужно ходить в музеи, как рассматривать пейзажи и портреты, гравюры и рисунки, о чём говорит с нами архитектура и где проходят границы искусства — обо всём этом расскажут те, кто изучает, хранит и экспонирует искусство и учит „науке видеть“ в Государственном Эрмитаже и на факультете истории искусств Европейского университета в Санкт-Петербурге».
К каждой лекции сотрудники специализированных отделов РГБ были подготовлены мини-выставки, перекликающиеся с темой выступления. Слушатели лектория получили возможность увидеть ценнейшие экспонаты, книги и рукописи, хранящиеся в фондах библиотеки.
Первый совместный лекторий РГБ и просветительского проекта «Арзамас» — цикл «Запад и Восток: история культур» — вызвал большой интерес. Каждая лекция проекта собирала более 500 человек в стенах библиотеки и несколько тысяч просмотров интернет-трансляций.
Для всех лекций была организована прямая трансляция в интернете, по каждой из них доступны видеозаписи.
РАСПИСАНИЕ ЛЕКТОРИЯ
Войны памяти и диалог культур в музейном пространстве
11 марта 201816:00
Лектор — Михаил Борисович Пиотровский, директор Государственного Эрмитажа.
Музей — это не тихая гавань, где предметы искусства надёжно спрятаны от бурь современной действительности, а посетителям запрещено даже разговаривать между собой в полный голос. Музей — это место, где на языке образов создается и демонстрируется концепция культуры и понимание истории. За такими, казалось бы, специальными вопросами, как состав экспозиции, принципы её расположения и содержание подписей под экспонатами, стоит целая картина мира. Как услышать разговоры между безмолвными экспонатами, их дружескую беседу или ожесточённые споры, объяснит Михаил Борисович Пиотровский.
Сотрудники РГБ специально к лекции подготовили мини-выставку уникальных экспонатов, связанных с историей музейных собраний конца XVIII — середины XIX века.
О чём говорят пейзажи
25 марта 201816:00
Лектор — Наталия Мазур, профессор факультета истории искусств Европейского университета в Санкт-Петербурге.
Многие думают, что пейзаж — это самый простой для понимания жанр живописи, ведь красота природы одинаково близка людям всех времен и народов. На самом деле пейзаж может быть насыщен знаками власти, капитала и статуса ничуть не меньше, чем парадный портрет. Что дороги, аллеи и дубы сообщают нам о жизненной позиции заказчика и художника? Почему в эпоху Ренессанса золотой фон в религиозной живописи сменился пейзажным, а картины не стали от этого дешевле? Где сидит Мона Лиза?
Обо всем этом и о многом другом расскажет на лекции Наталия Мазур.К лекции научно-исследовательского отдела редких книг (Музея книги) подготовили мини-выставку. Впервые широкой публике будут представлены итальянские пейзажи французского архитектора и рисовальщика Жана-Франсуа Тома де Томона (1760, Берн — 1813, Санкт-Петербург) из альбома «Souvenir d’Italie».
Фотография — это искусство?
8 апреля 201816:00
Лектор — Мария Гурьева, преподаватель Санкт-Петербургского государственного университета.
Вопрос о том, может ли фотография быть искусством, возник вместе с появлением самой фотографии. В середине XIX века выражались серьезные сомнения в том, что «машина» может заменить художника, а искусство может быть технологичным. В начале XXI века вопрос «является ли фотография искусством?» разворачивается уже по-другому: есть ли смысл в исканиях фотографа-художника, когда фотографическая технология доступна каждому и мир переполнен изображениями?
Почему фотографию сложно назвать искусством, что означает термин «художественная фотография», можно ли считать произведением искусства фотографию из семейного альбома, а также чем отличается «фотография художников» от «искусства фотографов» — об этом и многом другом расскажет Мария Гурьева.
К лекции «Фотография — это искусство?» сотрудники отдела изоизданий и отдела рукописей РГБ подготовили мини-выставку из фондов библиотеки.
Как читать скрытые смыслы и подтексты в живописи
22 апреля 201816:00
Лектор — Алексей Ларионов, старший научный сотрудник Государственного Эрмитажа, хранитель рисунков старых мастеров.
Жанр аллегории, почти полностью забытый и вышедший из употребления в искусстве современной эпохи, некогда привлекал к себе крупнейших мастеров европейской живописи. Пользуясь языком иносказаний и символов, авторы аллегорических композиций говорили с современниками на самые важные и актуальные темы: выражали философские взгляды, формулировали нравственные принципы, декларировали политические идеи.
По каким законам строились аллегории? Каким образом отвлечённые идеи обретали в них зримую телесную форму? Как интеллектуальный ребус может оборачиваться высоким искусством? О чём повествуется в полотне Рубенса «Союз Земли и Воды»? Какое послание императору Рудольфу II зашифровал голландский художник Гольциус в своём знаменитом шедевре «Вакх, Венера и Церера» и почему это произведение считается непревзойденным образцом многозначной игры смыслов? Об этом — в лекции «Как читать скрытые смыслы и подтексты в живописи».
К лекции «Как читать скрытые смыслы и подтексты в живописи» сотрудники специализированных отделов РГБ подготовили мини-выставку.
Как смотреть на дом — и куда именно смотреть
13 мая 201816:00
Лектор — Вадим Басс, историк архитектуры, доцент факультета истории искусств Европейского университета в Санкт‑Петербурге.
Здание — это не только крыша над головой, место для сна и работы, а также радость или раздражение для глаз. Это ещё и сообщение, а архитектура — это коммуникация. Что же здания хотят нам сказать — или хотят от нас скрыть?
Как именно здание работает в качестве источника информации, в качестве свидетельства? Что постройка сообщает о социуме, для которого она была создана? Куда и как нужно смотреть, чтобы прочитать это сообщение? Что определяет форму здания? Какие ценности сами архитекторы считали необходимым воплощать в своих работах и насаждать средствами своего искусства? О чём обычный московский, петербургский или нью-йоркский дом говорит со зрителем — планом и фасадом, внутренним устройством и внешним обликом, композицией и деталями, характером замысла и качеством исполнения? Об этом — в лекции 13 мая.
Как смотреть портрет
20 мая 201816:00
Лектор — Илья Доронченков, кандидат искусствоведения, профессор факультета истории искусств Европейского университета в Санкт-Петербурге.
С восприятием портрета связано множество стереотипов. Глядя на него, мы часто забываем, что смотрим на изображение, а не на человека; мы пытаемся прочитать характер человека по его образу на холсте. Это естественно: портрет ближе всего стоит к центральной проблеме европейского искусства — созданию эффекта жизнеподобия.
На лекции мы попробуем понять, как следует смотреть портреты разных эпох, чтобы верно прочитать их сообщения, как строится риторика портретного изображения, почему портрет в течение столетий — социальная привилегия и можно ли доверять «портретному сходству».
Особенно гравюра
27 мая 201816:00
Лектор — Аркадий Ипполитов, российский искусствовед, писатель.
Гравюра — милое, старомодное слово. Произносишь «гравюра» и, само собою, подразумеваешь «старая». Когда-то же это было не так. Гравюра при своём рождении была самой авангардной техникой искусства. Её появление в Европе обычно связывают с революцией Гуттенберга — появлением печатного станка и печатной книги.
О двойственном характере этого искусства, о тайнах его рождения, о его специфике и ценности расскажет Аркадий Ипполитов — хранитель итальянской гравюры в Эрмитаже, искусствовед, куратор многих выставочных проектов, в том числе московской «Roma Aeterna. Шедевры Пинакотеки Ватикана» в Третьяковской галерее, автор книг «Особенно Ломбардия» и «Только Венеция».
К лекции сотрудниками РГБ подготовлена тематическая мини-выставка, на которой будут экспонироваться эстампы из фонда отдела изоизданий Российской государственной библиотеки.
Реформа взгляда: как фотография потеснила портрет, а самодержец стал человеком
17 июня 201816:00
Лектор — Юлия Сафронова, декан факультета истории Европейского университета в Санкт-Петербурге.
В императорской России человек жил в окружении портретов монарха. Император взирал на подданного всюду, начиная от присутственных мест и заканчивая кабаками. Что происходит, когда новинка техники — фотография — начинает запечатлевать подлинный образ правителя? Превращает ли она Священную Особу в человека?
Первым самодержцем, кому пришлось столкнуться с новым способом видеть себя и демонстрировать себя подданным, стал Александр II. Из лекции можно будет узнать, как император обращался со своими фотографиями, каким он видел себя и как смотрел на фотографии своей возлюбленной Екатерины Долгоруковой. Была ли эпоха Великих реформ временем изменения в восприятии тела? Как в этом изменении преломлялись личные вкусы монарха?