Круглый стол «К столетию библиотечного образования в России (1913—2013)»
![]() |
9 октября 2013 года в РГБ состоялся круглый стол «К столетию библиотечного образования в России (1913—2013)». В читальном зале отдела литературы по библиотековедению, библиографоведению и книговедению (ОБЛ) собрались библиотекари, преподаватели, выпускники, слушатели Высших библиотечных курсов. Всех их объединяет интерес к своей профессии, давние профессиональные и дружеские связи. На встрече вспоминали историю появления библиотечного образования, делились впечатлениями о его сегодняшнем дне.
Сто лет назад в России появилась и стала развиваться система библиотечного образования. Ее история очень интересна и знакома каждому выпускнику библиотечных факультетов и курсов. «Наибольшая заслуга в этом принадлежит Любови Борисовне Хавкиной, открывшей библиотечные курсы в Московском государственном народном университете Шанявского и Российской государственной библиотеке, распахнувшей перед ними двери в свою бытность Румянцевским музеем», — напомнил Юрий Николаевич Столяров, главный научный сотрудник РАН, доктор педагогических наук, профессор, воспитавший многих из тех, кто собрался отметить юбилей курсов в читальном зале отдела литературы по библиотековедению, библиографоведению и книговедению РГБ.
Здесь собралось около сорока человек — сотрудники РГБ, МГУКИ, ЦГПБ им.
Библиотечные курсы в Университете Шанявского были открыты 17 апреля 1913 года. Их инициатором была Любовь Борисовна Хавкина — теоретик и организатор библиотечного дела, увлеченный библиотековед и библиографовед. «Хотя устроители курсов были глубоко убеждены, что потребность в них назрела, тем не менее, встреченный курсами отклик превзошел ожидания, — пишет Любовь Борисовна в своей статье "Первые курсы по библиотечному делу" (1913). — Запись слушателей пошла таким быстрым темпом, что ее пришлось закрыть. В результате принято было 357 лиц и отказано в приеме около 150 лицам». Слушатели были в восторге: «Курсы дают такую массу материала, что едва голова успевает переварить, — писали первые слушатели в отзывах. — Кроме того, дороги курсы тем, что во всем чувствуется абсолютно бескорыстное отношение к делу, во всем светится любовь и энтузиазм». В январе 1923 года курсы переместились в Румянцевский музей, а с 5 декабря 1923 года. начинается история Высших библиотечных курсов РГБ.
Курсы по подготовке библиотекарей научных библиотек были годичными. С 1925 года они стали двухгодичными, а с 1928 года трехгодичными, — отмечает в своей статье «Столетние традиции высших библиотечных курсов» заведующая учебным центром РГБ, кандидат педагогических наук Екатерина Борисовна Дударева. Именно на их базе был создан первый в нашей стране библиотечный институт. Большинство преподавателей курсов были сотрудниками ГБЛ. Среди них известные библиотековеды: Захарий Николаевич Амбарцумян, Антонина Николаевна Веревкина, Оган Степанович Чубарьян и многие другие. Больше всего слушателей на курсах было в 1960—
В 1982 году в ГБЛ были впервые изданы «Учебный план и программы ВБК ГБЛ». Начиная с 1987 года и по настоящее время, учебный план и программы ВБК перерабатываются раз в пять лет. За последние 65 лет ВБК окончили более 2500 слушателей, из них 85 % — сотрудники РГБ, 25 % — других библиотек Москвы. В последние годы на ВБК ежегодно обучается примерно 20—25 человек, что составляет только 1,4 % от штатного состава РГБ, не говоря о других библиотеках, хотя доля работников с небиблиотечным образованием гораздо выше.
Высшие библиотечные курсы РГБ на протяжении многих лет сохраняют свое основное назначение — служить базой для получения профессиональных знаний специалистами с небиблиотечным образованием, работающим в системе научных библиотек. РГБ готовит профессионалов, демонстрирующих стабильно высокое качество работы. Современные ВБК РГБ позиционируют себя как преемника тех курсов: по политике кадрового состава, по традициям насыщенности программ, тщательного отбора компетентных преподавателей, соединения современных форм обучения.
Современные библиотеки, как никогда, нуждаются в квалифицированных кадрах, поскольку стремительно меняются социальные приоритеты, модернизируется библиотечная техника и технология, меняется структура запросов, появляются новые виды документов. ВБК РГБ умеют сохранять верность высоким образовательным стандартам и лучшим просветительским традициям, заданным сто лет назад, и идти в ногу со временем.
|