Международный круглый стол «Международные тренды библиотечного менеджмента в российском контексте»
В августе 2012 года делегация РГБ принимала участие в 78 Конгрессе Международной федерации библиотечных ассоциаций и учреждений (IFLA), которая проходила в Хельсинки. Тогда член постоянного комитета секции ИФЛА по менеджменту и маркетингу, заведующая отделом сводного планирования и отчетности РГБ Людмила Зайцева по возвращении с конгресса рассказала в интервью , что в Хельсинки было решено провести полугодовую рабочую встречу членов постоянного комитета секции ИФЛА по менеджменту и маркетингу в конце февраля 2013 года в Москве. Были достигнуты договоренности о приезде в РГБ «гуру библиотечного маркетинга», одного из авторов руководства IFLA для публичных библиотек, профессора Государственного университета во Флориде (США) д-ра Кристи Кунтц (Christie Koontz). Кроме того, для участия в круглом столе в РГБ приехали члены постоянного комитета секции ИФЛА по менеджменту и маркетингу из разных стран Европы и США. Таким образом, с 27 февраля по 2 марта 2013 года в РГБ прошла серия мероприятий, организованных руководством секций ИФЛА и РБА по менеджменту и маркетингу при поддержке Российской ассоциации электронных библиотек.
Началом встреч в РГБ стало финальное заседание
XI Международного конкурса на получение премии ИФЛА в области маркетинга
, которое состоялось при закрытых дверях 27 февраля. На конкурс 2013 года было подано 19 заявок из 12 стран мина, в том числе 3 заявки из Российской Федерации (в 2012 году было 39 заявок из 18 стран, в том числе 2 из РФ). Из 10 полуфиналистов были определены 3 финалиста, в том числе победитель. Официальный итоговый
«Маркетинг — это не реклама»
![]() Доктор Кристи Кунтц . Видеозапись семинара-тренинга |
Доктор Кристина Кунтц согласилась провести в Российской государственной библиотеке
До начала работы в библиотечной сфере Кристи Кунтц занималась рекламой и, как она сама признается, имела достаточно слабое представление о маркетинге. «Со временем я поняла, что продвижение (promotion) и реклама — это только внешние проявления маркетинга, а сам маркетинг — это планомерная ежедневная работа», — рассказывает она. Чаще всего люди принимают за маркетинг именно рекламу. В своем выступлении
![]() |
«Подлинный» маркетинг — это систематическое и планомерное изучение своих клиентов: кем они являются, как следует их обслуживать. «Маркетинг — это некая прививка здравого смысла, — поясняет д-р Кунтц. — Больше всего мне нравится определение Филиппа Котлера: "Маркетинг — это сопровождаемая соответствующей информацией и рекламой доставка подходящих по цене необходимых товаров и услуг нуждающимся в них людям в нужное время и нужное место. Это вид человеческой деятельности, направленной на удовлетворение нужд и потребностей посредством обмена"». По мнению Кристи Кунтц, у библиотекарей много преимуществ по сравнению с участниками рынка из других сфер обслуживания населения: библиотекари владеют способами глубокого изучения внешней среды, поскольку в их обязанности входит сбор информации, подготовка справок, описаний и т. д. Таким образом, в характере их профессиональных обязанностей уже содержится залог успешного изучения потребностей своей аудитории.
Любопытно, что в своих исследованиях библиотечного маркетинга Кристи Кунтц предпочитает опираться не на библиотечную, а на бизнес-терминологию, заменяя понятия «читатель» и «пользователь» на «потребитель» и «клиент». «Клиент потенциально может стать читателем, это более позитивная формулировка, чем "не-пользователь"», — уверена ученый. Серьезное внимание в исследовании д-ра Кунтц уделяется понятию миссии каждой конкретной библиотеки. В ее понимании, миссия, цели и задачи — три разных категории, но именно с них начинается любая исследовательская и практическая работа. Миссия — это выражение философии и базовых ценностей библиотеки, цели — то, чего вы хотите добиться в общем, а задачи — чего хотите добиться в частности. Цели и задачи могут меняться каждый год, но формулировка миссии должна оставаться неизменной, по крайней мере в течение пяти лет. Ошибки в определении миссии могут стоит очень дорого. «Например, одна библиотека в США, с которой я работала, указала в своей миссии, что она является учебным и образовательным учреждением. И в результате такой формулировки фондодержатели совместили эту библиотеку со школьной, и она потеряла свое здание и часть материалов», — рассказывает д-р Кунтц.
Маркетинговая модель для библиотек от Кристи Кунтц состоит из четырех частей: исследования рынка, его сегментация, выработка комплекса маркетинга (или комплекса действий) и их оценка. В ходе выступления Кристи Кунтц предложила слушателям ряд практических заданий, которые помогли закрепить предложенные теоретические положения. Более подробно с выступлением можно ознакомиться из нашей видеозаписи и презентаций.
Жалеть себя или искать решения?
![]() Президент РГБ Виктор Федоров и председатель ПК секции ИФЛА Перри Морри |
После выступления
Президент РГБ Виктор Федоров в своем приветственном слове остановился на проблемах развития библиотек в России. «Сегодня развитие библиотечного дела в России характеризует всю ситуацию в мире — как с точки зрения распространения интернета (он есть далеко не везде), так и с точки зрения охраны авторских прав — наши законы так строги, что ставят библиотеки в тупик», — заявил президент РГБ. В России не редки мнения, что с развитием интернета потребность в библиотеках исчерпывается. Тем не менее при росте числа удаленных пользователей приток традиционных читателей в РГБ не падает. Хотя это соотношение, вероятно, будет меняться. «Мне кажется, что невозможно правильно обсудить вопросы маркетинга, не учитывая общей ситуации. Согласно указам правительства, наша деятельность сегодня из сферы культуры перешла в категорию предоставления услуг населению, причем в самой вульгарной экономической форме, — пожаловался президент РГБ. — Мы должны доказывать обществу необходимость своего существования в надежде на то, что общество продиктует государству необходимость нашего финансирования». Руководитель секции по менеджменту и маркетингу ИФЛА Перри Морри (Нидерланды) подхватил настрой президента РГБ: «В последние пять лет библиотечные бюджеты в Европе претерпели значительные сокращения. В этой ситуации можно выбрать два способа поведения: жалеть себя, как это делает большинство в Голландии, либо искать новые возможности развития, даже в условиях сокращения финансирования».
![]() Председатель секции РБА, исполнительный директор РГБ Владимир Гнездилов и Пяйви Китуумааки (справа) |
Председатель секции РБА по менеджменту и маркетингу, заместитель генерального директора РГБ Владимир Гнездилов, исходя из своего
В РГБ немало размышляют не только о практических проблемах, но и о теоретической стороне их решения, пытаются объединить усилия библиотек всей страны, сообща выстраивая модели библиотечного будущего. Судя по докладу начальника управления системой фондов РГБ Евгении Гусевой, которая стала инициатором
первого всероссийского конкурса библиотечных инноваций
, у библиотекарей страны немало идей и энергии, позволяющей их реализовывать. «1 апреля мы огласим финалистов конкурса, а 16 апреля, в день празднования
Другие участники круглого стола развили заявленные темы, поделились с коллегами ключевыми показателями работы в РГБ и библиотеках страны, рассказали о проводимых в РГБ
мероприятиях и конференциях
, о внедрении в библиотечное обслуживание современных
Более полную картину происходящего можно получить из представленных презентаций и видеозаписи, размещенной на сайте Российской ассоциации электронных библиотек . Также предлагаем всем, кто посмотрел записи семинара и круглого стола, принять участие в нашем опросе .
Мнения:
Людмила Зайцева, член постоянного комитета секции ИФЛА по менеджменту и маркетингу, заведующая отделом сводного планирования и отчетности РГБ:
Судя по данным статистики, международный
Мария Климова, Универсальная библиотека Объединенного института ядерных исследований (ОИЯИ) им.
Ольга Борисова, заведующая кафедрой
библиотечно-информационной деятельности
Орловского государственного института искусств и культуры (ОГИИК):
Кафедра
Презентации докладов:
- Кристи Кунтц. Маркетинг вашей библиотеки: клиентоориентированный подход
- Christine Koontz. Marketing your library: a customer-centered approach
- Людмила Зайцева. Статистика библиотек Российской Федерации
-
Владимир Гнездилов.
Настоящее и будущее РГБ в условиях бюджетного
финансирования - Евгения Гусева. Всероссийский конкурс библиотечных инноваций
- Светлана Хвостова. РГБ и продвижение в социальных сетях
-
Владимир Клюев.
Организационно-управленческая подготовка
библиотечно-информационных кадров высшей квалификации в России - Елена Иванова. Конференции РГБ