Фестиваль «Осень внутри»
Российская государственная библиотека приглашает на очередной сезонный фестиваль, подготовленный Музеем книги. Восемь новелл в форматах музыкальных вечеров, лекций
О фестивале
За созерцательность и особое элегическое настроение так любят осень. Но как избежать меланхолии — вечной спутницы убывающих дней и долгих вечеров? Гостям предложат обратиться для решения этого вопроса к глубоким исследованиям учёных, писателей и композиторов прошлого.
Основная цель фестиваля — регулярно рассказывать об уникальных и редчайших фондах библиотеки. Он призывает создавать новое и вдохновляться прошлым, задумываться и интерпретировать увиденное. В процессе подготовки к каждому событию организаторы совершают необыкновенные открытия, которыми спешат поделиться с гостями. Оттолкнувшись от вечных ценностей, всем предстоит исследовать новизну, которую способны открыть старинные фолианты.
Осенняя серия — это последний фестиваль этого года. Следующий — «Зима внутри» — планируется на февраль.
8 октября. Новелла первая: «Клавикорд»
Музыкальный вечер — открытие фестиваля «Осень внутри»
Место проведения: Российская государственная библиотека, главное здание, Музей книги
Начало:
Цикл откроет камерная встреча с клавикордом, пожалуй, самым загадочным и малоизвестным старинным клавишным инструментом. Клавикорд был распространен в XVI веке по всей Европе, а затем укоренился в некоторых национальных культурах. Несмотря на крайне тихий звук, в барочной Германии очень ценили этот
На концерте слушатели смогут познакомиться с клавикордом буквально на расстоянии вытянутой руки. Что это — забавная игрушка или инструмент для выражения самого сокровенного — судить вам.
В программе:
- Уильям Бёрд. Павана и гальярда в тоне соль;
- Иоганн Каспар Фердинанд Фишер. Избранные пьесы из «Музыкальной бутоньерки» и «Музыкального Парнаса»;
- Иоганн Себастьян Бах. Пьесы из Французской сюиты до минор.
Перед музыкальной частью вечера сотрудники отдела редких книг представят гостям издания о музыкальных инструментах эпохи барокко из фонда отдела редких книг.
10 октября. Новелла вторая: «Царский подарок»
Беседы о редкостях special edition: в гостях у Музея книги отдел
Место проведения: Российская государственная библиотека, Дом Пашкова, концертный зал отдела нотных изданий и звукозаписей
Начало:
Специалисты
Среди огромного множества частных коллекций, хранящихся в фондах РГБ, личное собрание императрицы занимает особое место. Украшенные великолепными рисунками и облачённые в уникальные переплёты ноты из собрания Александры Фёдоровны представляют значительный интерес и без сомнения относятся к книжным памятникам. Бóльшая часть изданий — это подносные, подарочные экземпляры с посвящениями, все они отмечены владельческим знаком — экслибрисом Александры Фёдоровны.
Особого внимания заслуживает клавир оперы известного итальянского композитора XIX века Гаспаре Луиджи Спонтини «Нурмахаль или Праздник роз в Кашмире» (Берлин, 1823). На лекции будет рассказана любопытна история создания оперы и раскрыт неожиданный факт участия будущих императоров в королевских представлениях на музыку Спонтини.
Лекция будет сопровождаться фрагментами музыки начала XIX века и показом наиболее интересных экземпляров нот, которые нечасто можно увидеть даже на выставках.
Лекторы — заведующая отделом нотных изданий и звукозаписей Алла Семенюк, главный библиотекарь отдела нотных изданий и звукозаписей РГБ Юлия Милёшина.
15 октября. Новелла третья: «Альт и фортепиано»
Концерт в рамках фестиваля
Место проведения: Российская государственная библиотека,
Начало:
Второй музыкальный вечер и третья новелла фестиваля целиком посвящены музыке русских гостиных XIX века и тем идеям, которые там обсуждались. Сонаты Михаила Глинки и Франца Шуберта, мазурки Фредерика Шопена и фортепианные фантазии Ференца Листа, исполненные дуэтом альта и фортепиано, покажут мир от пушкинской эпохи до времени всемирных выставок, паровых двигателей и смелых мечтаний.
Концерт будет сопровождаться
Исполнители:
- Андрей Аверьянов (фортепьяно);
- Сергей Тищенко (альт).
17 октября. Новелла четвёртая: «Выход в свет»
Беседы о редкостях special edition: прижизненные публикации произведений Александра Пушкина из фондов Музея книги РГБ
Место проведения: Российская государственная библиотека, главное здание, Музей книги
Начало:
Лекция посвящена основным этапам творчества Александра Сергеевича Пушкина от лицейского периода до 1837 года и выходу его произведений в свет. Пушкин, сделавший литературу своей основной профессией, печатался ежегодно с 1814 года. Это интересно проследить на основе отдельных изданий и публикаций автора в журналах, альманахах, сборниках, экземпляры которых хранятся в коллекциях фонда отдела редких книг (Музея книги).
Дата проведения лекции выбрана неслучайно. В конце августа 1830 года из Москвы в Петербург Пушкин писал издателю и другу Петру Плетнёву: «Осень подходит. Это любимое моё время — здоровье моё обыкновенно крепнет — пора моих литературных трудов нарастает...» Осень для поэта не только «очей очарованье», но прежде всего прилив удивительного творческого вдохновения, в результате которого появлялись его гениальные произведения. Именно осенью 1830 года в Болдино Пушкин сумел подняться на недосягаемую высоту, создав за короткий срок около тридцати стихотворений, цикл «Повести Белкина», короткие драматические пьесы «Маленькие трагедии», написал последние главы «Евгения Онегина». Мировая литература до тех пор не знала подобных примеров.
Осень — это ещё и очень важная дата в жизни Пушкина: 19 октября 1811 года, день основания Царскосельского лицея (Всероссийский день лицеиста стал отмечаться в России с конца
В год празднования
Все сохранившиеся прижизненные публикации Пушкина (это не только отдельные издания его произведений, но и публикации в альманахах, журналах, сборниках) — это настоящие раритеты. Часть из них будет представлена слушателем во время лекции. Они чрезвычайно интересны уже потому, что, так или иначе, связаны с волей автора относительно текстов, а зачастую и оформления книги. За каждым изданием стоят люди, окружавшие поэта: издатели и печатники, цензоры и критики, художники и книгопродавцы. Это позволяет расширить представление о книгоиздательской деятельности пушкинского времени, увидеть облик книги, почувствовать эпоху. Небезынтересной будет и информация об анонимных публикациях и псевдонимах Пушкина, тираже конкретных изданий, их стоимости, о первых иллюстрациях к его произведениям, прижизненных переводах на другие языки, о бытовании отдельных экземпляров.
Лектор — Нина Чаленко, библиограф НИО редких книг (Музея книги).
22 октября. Новелла пятая: «Созидание»
Воркшоп по созданию книги своими руками
Место проведения: Российская государственная библиотека,
Начало:
Тысячелетиями книга сохраняет за собой титул лучшего подарка и самого надежного, несмотря на свою хрупкость, носителя информации. Ещё совсем недавно —
Вот что пишут составители «Иллюстрированного самоучителя ремесел и промыслов» 1889 года: «Есть такие мастерства — и их большая часть — где ничего нельзя сделать без специального и долгого обучения, без обучения под руководством настоящего, хорошего мастера. <...> И наоборот, есть такие рукоделия, дающие, между прочим, работу целому цеху, которые вовсе не представляют особенной технической трудности и, с другой стороны, по самому свойство работы, далеко не такие неудобные или грязные, чтобы ими могли гнушаться даже, так называемые в общежитии, приличные люди. <...> Вот почему мы, зная, что есть немало людей, которые и сами не прочь бы переплести по своему вкусу книги, брошюры и, наконец, свои рукописные труды, не берутся за дело только потому, что боятся сложности и хитрости работы, предлагаем в настоящем издании краткое руководство, как переплетать книги самому, не прибегая к помощи переплетчика. Считаем нужным оговориться, что мы вовсе не претендуем дать полное и вполне специальное руководство тем, кто захотел бы сделаться мастеровым в полном смысле этого слова. Мы хотим оказать услугу тем, кому нужно переплести книги при помощи самых нехитрых снарядов, которые можно было бы дёшево устроить и в деревне...»
Ведущая мастер класса — Наталия Балута, современный художник книги, концептуалист, участник многих резиденций.
24 октября. Новелла шестая: «Эмблемы»
Беседы о редкостях special edition:
Место проведения: Российская государственная библиотека, главное здание, Музей книги
Начало:
Встреча будет состоять из двух частей: сначала Александра Шаламова расскажет об эмблемах и покажет гостям примеры аллегорических композиций из книг
Понятием «эмблема» сейчас пользуются постоянно: это обозначающий символ или картинка. Но несколько столетий назад эмблему понимали как сложный жанр, стоящий на пересечении литературы и изобразительного искусства. Традиционная эмблема состоит из надписи или девиза, изображения и подписи, часто стихотворной.
У жанра есть точная дата рождения — 1531 год, когда в Аугсбурге был издан сборник эмблем юриста Андреа Альчиато. Примечательно, что изначально автор не планировал добавлять изображения, без которых не мыслимы эмблемы сейчас.
Вскоре эмблемники стали показательным явлением в европейской культуре Нового времени. Они представляли для читателя нелегкую задачу: раскрыть связи текста и изображения, часто загадочного, и считать сжатое мудрое наставление — духовное, нравственное, социальное.
Лектор — Александра Шаламова, библиотекарь НИО редких книг (Музея книги).
25 октября. Новелла седьмая: «Анатомия меланхолии»
Концерт в рамках фестиваля
Место проведения: Российская государственная библиотека,
Начало:
В пору осенней хандры самое время обратиться к меланхолическим мотивам в искусстве. В эпоху барокко состояние меланхолии пристально изучалось, например, в 1621 году вышел гигантский труд Роберта Бёртона «Анатомия меланхолии», давший название фестивальному концерту.
В ностальгическом тембре клавесина оживут стихотворные строки о разных оттенках меланхолии, которыми Бёртон начинает главы своего исследования. В этот вечер можно будет ощутить, как звучит меланхолия на английский, немецкий и французский лад. Но не стоит опасаться, что такая музыка ввергает в уныние, напротив, это мелодии редкой красоты и гармоничности, затрагивающие самые глубокие струны человеческой души.
В программе:
- Уильям Бёрд. Павана в тоне ля;
- Маттиас Векман. Токката в тоне ми. Die Lieblichen Blicke;
- Георг Бём. Сюита до минор;
- Жак Дюфли. Аллеманда ре минор.
Концерт сопроводит выставка, на которой можно увидеть «Эссе» Монтеня — книгу, которой вдохновлялся Роберт Бёртон, работая над «Анатомией меланхолии», и рассказ о культурном влиянии этого монументального труда, проиллюстрированный изданиями из фондов РГБ.
29 октября. Новелла восьмая: «Музыка королей»
Концерт — закрытие фестиваля «Осень внутри»
Место проведения: Российская государственная библиотека,
Начало:
В XVII веке при дворе Людовика XIII, а затем XIV, работали композиторы, создавшие славу французской клавесинной музыки. Сегодня их имена заслонены фигурами Франсуа Куперена и Жана Филиппа Рамо, творивших уже в XVIII веке.
Тем интереснее обратиться к истокам французской клавесинной школы, которые складывались в творчестве Жака Шампиона де Шамбоньера и двух его учеников — Луи Куперена и Жана-Анри д’Англебера. Для этих композиторов клавесин был целым миром, на нем могли импровизировать часами, поверяя инструменту всё самое сокровенное. На концерте вы откроете для себя музыку, которую слушали французские короли, погрузитесь в ритмы старинных танцев и мир необыкновенной красоты и изысканности.
Концерт сопроводит выставка изданий о бальной культуре XVIII века из фондов Музея книги.
В программе:
- Жак Шампион де Шамбоньер. Пьесы из сюит;
- Луи Куперен. Нетактированная прелюдия в тоне ля. Аллеманда. La Piemontoise;
- Жан-Анри д’Англебер. Нетактированная прелюдия в тоне соль. Увертюра «Кадм и Гермиона». Эпитафия господину Шамбоньеру.
Играет и комментирует — Ольга Белецкая (клавесин).