Ночь кино — 2021
Репортаж о Ночи кино
Расписание
В этом году всероссийская акция «Ночь кино» посвящена кинорежиссёру, педагогу, художнику и теоретику искусства Сергею Эйзенштейну и его отношениям с книгами. Гостей РГБ ждёт выставка в Голубом зале, показ документального фильма «Дом мастера» и встреча с киноведом Наумом Клейманом , который ответит на вопросы участников встречи.
Сергей Эйзенштейн. Источник фото:
www.platonovfest.com
Сергей Михайлович Эйзенштейн (1898—1948) ещё в молодости был назван «Леонардо да Винчи кинематографа» за образную силу созданных им фильмов и многообразие дарований. Он был не только одним из крупнейших режиссёров кино и театра, но и великим теоретиком искусства, замечательным рисовальщиком, выдающимся педагогом, ярким эссеистом. Его фильмы «Броненосец Потёмкин» и «Иван Грозный» неизменно входят в число лучших произведений мирового кино за всю его историю, «Октябрь» считается одним из шедевров киноавангарда, «Александр Невский» любим зрителями разных поколений и стран.
Наум Клейман, киновед, крупнейший специалист по творчеству и наследию Сергея Михайловича, руководитель Регионального общественного фонда «Эйзенштейновский центр исследований кинокультуры» :
Ещё одна грань Сергея Эйзенштейна — он выдающийся библиофил. Собранную им библиотеку он полагал своеобразным автопортретом — воплощением его интересов, размышлений, идей и занятий. Библиотека поражала разнообразием областей знания — от философии и эстетики до физиологии и математики, от психологии и лингвистики до этнографии и фольклора, от классиков мировой литературы, живописи, архитектуры до новейших детективов и комиксов: в ней было более 8000 книг на русском, английском, немецком, французском, испанском и японском языках.
Впервые Российская государственная библиотека представляет широкой публике книги Сергея Эйзенштейна, многие из которых стали основой современной визуальной культуры. На полях большинства — надписи и отметки карандашом, в некоторые вложены рукописные заметки. Собирание и чтение книг было частью творческого процесса Эйзенштейна, а его коллекция — одним из его произведений.
Марина Честных, главный хранитель фондов РГБ: «Мы в начале большого пути по выявлению книг Сергея Эйзенштейна в наших богатых коллекциях. Сложная исследовательская история связана с привлечением документов о поступлении книг в фонды, сопоставлением этих данных с событиями жизни вдовы Сергея Михайловича, Перы Моисеевны Аташевой, и с воспоминаниями современников, участников процесса».
Выставка в Голубом зале будет работать:
28 августа — вход по регистрации , в остальные дни — свободный.
Расписание Ночи кино
28 августа кинопоказ и лекция Наума Клеймана пройдут в конференц-зале РГБ .
- 16:00—17:00 — сбор гостей «Ночи кино»
- 17:00 — торжественное открытие
- 17:30 — показ фильма «Дом мастера», I серия
- 18:30 — перерыв
- 19:00 — показ фильма «Дом мастера», II серия
- 20:00 — сессия вопросов и ответов с Наумом Клейманом
Вход 28 августа по регистрации
О спикере
Наум Ихильевич Клейман
— историк кино, выпускник киноведческого факультета ВГИК (мастерская Н. А. Лебедева и Е. М. Смирновой). Главный редактор журнала «Киноведческие записки», руководитель регионального общественного фонда «Эйзенштейновский центр исследований кинокультуры». Заслуженный деятель искусств РФ, член Европейской академии кино (EFA) и Берлинской академии искусств, Doctor Honoris Causa Университета Нанси-2 (Франция), Университета кино «Конрад Вольф» в Бабельсберге (Германия), Тбилисского университета (Грузия).
Наум Клейман об Эйзенштейне:
«Среди разных дарований Эйзенштейна — его талант библиофила. Он был не просто создателем одного из самых оригинальных собраний литературы на разных языках (часть его хранится ныне в РГБ, другие части — в Музее кино, РГАЛИ, СТД). Сын крупного рижского архитектора, Сергей Михайлович с детства свободно владел, кроме русского, немецким, французским и английским, в юности изучал японский, во время съёмок в Мексике начал читать и говорить по-испански. Книги были для него не просто предметом коллекционирования (он ценил редкие и уникальные издания) — они были его собеседниками по самым разным вопросам: философии и искусствознания, истории и психологии, математики, этнографии, лингвистики...
Для всей недолгой жизни и всего творчества Эйзенштейна характерна „всемирная отзывчивость“ — свойство гения Пушкина, которое Достоевский отметил как родовую традицию, обогащающую развитие русской культуры. В XXI веке в России и во всём мире продолжается открытие его творческого и теоретического наследия, растёт влияние его произведений и идей».
О фонде
Региональный общественный фонд «Эйзенштейновский центр исследований кинокультуры»
способствует развитию отечественной науки о кино, готовит к публикации и издаёт теоретические труды классиков мирового кино и современных исследователей, выпускает
журнал «Киноведческие записки»
, участвует в организации научных конференций, ретроспектив, выставок, учебных курсов и семинаров.
О фильме
«Дом мастера»
— документальный фильм, посвящённый 100-летию со дня рождения кинорежиссёра Сергея Эйзенштейна и 50-летию со дня его смерти. Фильм был показан на Международном кинофестивале в Сан-Франциско (США) в 1998 году, а в 1999 году удостоен российской национальной телевизионной премии «ТЭФИ» в номинации «Лучший документальный фильм».