В новогодние и рождественские дни:
28 декабря все читальные залы и читательские зоны работают по обычному графику.
C 29 ДЕКАБРЯ ПО 8 ЯНВАРЯ БИБЛИОТЕКА ЗАКРЫТА.


До конца 2024 года закрыт читальный зал отдела редких книг.


Заработала единая точка входа для всех подписных ресурсов Библиотеки, доступных дистанционно, без посещения. Как воспользоваться

C 29 ДЕКАБРЯ ПО 8 ЯНВАРЯ БИБЛИОТЕКА ЗАКРЫТА. Подробнее
Спросите библиотекаря

Библионочь-2019: Весь мир — театр

20 апреля 2019 года (18:00—23:00)
свободный

Пресс-конференция, посвящённая Библионочи-2019
Репортаж о Библионочи-2019

Российская государственная библиотека принимает участие во всероссийской культурно-просветительской акции «Библионочь» в седьмой раз. В этом году тема акции — «Весь мир — театр».

В программе вечера в Ленинке — восемь театральных постановок и перформансов, четыре из которых созданы творческими коллективами специально для «Библионочи» в РГБ и показываются впервые. Как могут взаимодействовать театр и библиотека? Как её фонды и залы могут стать источником вдохновения для создания новых театральных форм? Как о жизни и работе библиотеки может рассказать театр? На эти вопросы постарались ответить сценаристы, художники, режиссёры и актёры. Кроме театральных постановок, в программе «Библионочи» в РГБ — встречи с писателями и деятелями театра, музыка, выставки, модное дефиле и, конечно, экскурсии в основное книгохранилище библиотеки.


В этом году стать участником Библионочи можно будет и в режиме онлайн — впервые в сети запускается всероссийский библиотечный флешмоб #читайзамной. Каждый может попробовать себя в искусстве перевоплощения, искусстве читки и поэзии вместе с известными актёрами!

Прочтите на камеру небольшой отрывок длительностью до 1 минуты из любимого произведения, пьесы или стихотворения и выложите видео в одну из своих социальных сетей с хэштегами #читайзамной и #библионочь2019, после чего передайте эстафету дальше. Авторы самых популярных роликов получат подарки от сервиса Storytel.

Гости Библионочи в РГБ убедятся, что театр начинается не с вешалки, а с книги.


Программа


18:00—23:00 — Ивановский зал

Для гостей «Библионочи» с 18:00 до 23:00 будет открыт Ивановский зал , где проходит выставка «Библия Гутенберга: начало нового времени» .
В это время вход в Ивановский зал будет бесплатным.


18:00—22:00 — Экскурсии по основному книгохранилищу

Основное книгохранилище. Начало экскурсий в 18:00.
На экскурсии можно попасть в порядке живой очереди из подъезда № 2

Гости «Библионочи» в РГБ имеют возможность посетить в формате экскурсий закрытое для обычных читателей книгохранилище библиотеки. Экскурсанты пройдут по ярусам хранилища, увидят редкие издания и альбомы из личных коллекций известных собирателей книг, познакомятся с механизмом поиска и передачи книг в читальные залы и особенностями внутреннего устройства библиотеки. Специально к теме «Библионочи-2019» «Весь мир — театр» хранители РГБ подготовят тематические подборки уникальных изданий и изобразительного материала, связанного с театром: книги, дореволюционные периодические издания, программки, театральные афиши и многое другое.


Библионочь-2018. Фото: Мария Говтвань, РГБ


20:30 — Торжественное открытие

Мраморная лестница


18:30—20:15 — Сергей Николаевич и Азарий Плисецкий. Public talk «Люди театра». Автограф-сессия

Конференц-зал

Разговор о тех, для кого театр и балет не просто профессия, но потребность души и главное содержание жизни. Речь пойдёт о великой страсти, которая проявляется по-разному и не только на сценических подмостках, и предопределяет судьбу, сделав кого-то жертвой, а кого-то — счастливым победителем.

Сергей Николаевич — театральный критик, журналист, культуртрегер. С 1982 по 1990 годы возглавлял журнал «Советский театр», работал в журналах «Огонёк», «Домовой», «ELLE». Был главным редактором журналов «Madame Figaro» и «Citizen K». С 2009 года — главный редактор журнала «СНОБ». Ведущий программы «Культурный обмен» на ОТР, автор и составитель одиннадцати литературных сборников, изданных «Редакцией Елены Шубиной».


Разворот из книги «Театральные люди» Сергея Николаевича

«Жизнь в балете» Азария Плисецкого — мемуары, похожие на библейскую сагу о легендарной династии Плисецких-Мессерер; история артистического клана на фоне революций, войн, арестов и театральных премьер, написанная младшим из рода, Азарием Михайловичем Плисецким. Перед глазами читателя проходит золотой век русского и мирового балета: великая Галина Уланова, легендарная создательница кубинского балета Алисия Алонсо, французский хореограф Морис Бежар, великолепный Михаил Барышников и, конечно, старшая сестра автора — демоническая и неотразимо прекрасная Майя Плисецкая. В каком-то смысле книга брата написана в полемике с мемуарами сестры.

Азарий Плисецкий — танцовщик, хореограф, педагог с международным именем, представитель театральной династии Плисецких-Мессерер. Окончил Московское хореографическое училище (1956) и театроведческий факультет ГИТИСа (1969). Принимал участие в создании Кубинского национального балета, много работал с балетными труппами в Японии и США. С 1992 года постоянно сотрудничает с балетом Мориса Бежара. Живёт в Москве и Лозанне (Швейцария).


Разворот из книги «Жизнь в балете» Азария Плисецкого


20:30—22:00 — Олег Демидов «Литературное хулиганство в Серебряном веке»

Лекция к выходу книги «Анатолий Мариенгоф: первый денди Страны Советов»
Конференц-зал

Что можно вспомнить о литературе Серебряного века? «Кафейный» период русской поэзии, когда поэты выступали с импровизированных кафедр в кафе, зарождение советских «толстых» журналов, «перековавшийся» Маяковский, хулиган Есенин, явление миру ОБЭРИУ. Но ведь были художественные акции имажинистов, неординарные выступления футуристов всех мастей, поэтические гастроли, безудержная самореклама, большие «игровые» поэтические вечера, проделки ничевоков и экспрессионистов, подпольные книги, драки Павла Васильева и так далее.

Олег Демидов (род. 1989) — поэт, критик, литературовед, преподаватель Лицея НИУ ВШЭ. Много лет занимается исследованием жизни и творчества Анатолия Мариенгофа и других имажинистов. Составитель и комментатор собраний сочинений Анатолия Мариенгофа (2013) и Ивана Грузинова (2016).


Александр Кусиков, Анатолий Мариенгоф, Сергей Есенин. Москва, лето 1919 года

Анатолий Мариенгоф (1897—1962) — один из самых ярких писателей-модернистов, близкий друг Сергея Есенина и автор скандальных мемуаров о нём — «Роман без вранья». За культовые романы «Циники» (1928) и «Бритый человек» (1930), изданные на Западе, он подвергся разгромной критике и был вынужден уйти из большой литературы в драматургию («Шут Балакирев»). Книга мемуаров «Мой век, моя молодость, мои друзья и подруги» стала знаковой для русской прозы ХХ века. «Первый денди Страны Советов» — самая полная биография писателя, где развеиваются многие мифы, публикуются ранее неизвестные архивные материалы, письма и фотографии, а также живые свидетельства людей, знавших Мариенгофа.


20:45—22:30 — Вечер ретро-музыки и моды 1920-х —1950-х годов

Специально для Библионочи в Российской государственной библиотеке
Кулуары Мраморной лестницы

Проект RETROLOOKS представит программу «Ретро Театр», созданную специально для Библионочи в РГБ. Программа включает лекцию, мастер-класс, дефиле, выставку, музыку.

Вечер пройдёт в сопровождении патефонной музыки 1920-х — 1950-х годов, которую представит ретро-диджей на патефоне, кандидат исторических наук Алексей Петухов. Он расскажет о музыке в театре и кино, проигрывая коллекционные довоенные пластинки .

  • 20:45 — Экскурсия по выставке «Искусство красоты. Редкости из фонда РГБ и коллекции проекта Retrolooks». В экспозиции на Мраморной лестнице будет представлена настоящая косметика и аксессуары начала ХХ века.
  • 21:30 — Лекция «Грим в театре и кино начала ХХ века» расскажет о способах создания сценического образа в авангардном театре, об особенностях трансформации грима с появлением кино. В финале лекции в формате небольшого мастер-класса RETROLOOKS покажут некоторые особенности грима и характерных причёсок 1920-х годов.
  • 22:00 — дефиле подлинных образов 1920-х — 1950-х годов, показывающее наиболее характерные особенности мировой и советской моды. Вы увидите посетительниц библиотеки так, как могли бы увидеть их в первой половине ХХ века.


Вечер ретро-музыки и моды 1920-х —1950-х годов


20:45—23:00 — Перформанс «Игра». Ансамбль «Репей»

Специально для Библионочи в Российской государственной библиотеке
Читальный зал № 3

Перформанс «Игра» основан на традиционных русских наигрышах, а также на архаичных формах весенних хороводов и лирике юга России. Создан экспериментально-исследовательским музыкальным проектом «Репей» под руководством Марины Крюковой. Действие интерактивное. Участие каждого посетителя в нём — не только создание активной тишины, но и активное чувствование себя и людей рядом. Музыканты и посетители вместе будут перемещаться по пространству третьего читального зала, исследуя его, вступая в резонанс с ним и друг с другом. Именно так когда-то жила народная музыка: песни пели во время работы, во время прогулки, во время танца. Не было разделения на зрителей и артистов, было пространство коммуникации, даже если одна из сторон молчала.

«Репей» использует архаичные инструменты и древние трансовые ритмы, которые до сих пор применяются в архаических обществах для восстановления и даже лечения. Конечно, в академическом пространстве, наполненном современными людьми, эти ритмы и инструменты создают совсем другие эффекты и другие смыслы. Какие именно? В выяснении этого и заключается исследовательская задача перформанса.

Творческое объединение «Репей» возникло в кругу музыкантов, художников, этнографов, педагогов, любящих русскую культуру. Направления творческой деятельности: изучение аутентичных русских инструментов, концерты, мастер-классы, перфомансы.


Творческое объединение «Репей»


20:45—23:00 — Спектакль-перформанс «Часы проветривания. Открытая репетиция для читателей»

Специально для Библионочи в Российской государственной библиотеке
Читальный зал № 1

Перформанс — результат наблюдения авторов за различными процессами, происходящими в Читальном зале №1. Авторы попытаются обнажить и обнаружить то, что обычно «ускользает» от глаз читателей и посетителей библиотеки. Это содержание книг на соседних столах, жизнь растений, звуки улицы и читального зала, часы проветривания и другие проявления «рутинной» жизни читального зала.

В перформансе примут участие пять актёров и семнадцать музыкантов, порядок действий которых будет подчинён инструкциям, данным им композитором Кириллом Широковым и режиссёром Анастасией Патлай, но в каждый конкретный момент времени они будут действовать свободно.

Хореограф и художник по движению Татьяна Чижикова также предложит участникам свою инструкцию перемещений по залу.

Авторы: Анастасия Патлай, Нана Гринштейн, Кирилл Широков, Михаил Заиканов, Елена Перельман, Татьяна Чижикова.


Спектакль-перформанс «Часы проветривания. Открытая репетиция для читателей»


21:00—23:00 — Перформанс художника Павла Пепперштейна и философа Дмитрия Волкова «Народ против книги: „Свобода воли. Иллюзия или возможность“»

Специально для Библионочи в Российской государственной библиотеке
Подсобный фонд читального зала №3, комн. А-109

Недавно вышедшая книга философа Дмитрия Волкова «Свобода воли. Иллюзия или возможность» обвиняется в том, что даёт философское обоснование для наказания людей и тем самым способна нарушить существующий баланс в отношениях между государством и обществом. Она зарождает в людях сомнение в вопросах свободы воли и ответственности.


Перформанс художника Павла Пепперштейна и философа Дмитрия Волкова «Народ против книги: „Свобода воли. Иллюзия или возможность“»

Сторона защиты в лице философа и автора книги Дмитрия Волкова вину полностью отрицает и отстаивает справедливость делаемых в книге утверждений и выводов. Судить такой нетривиальный процесс может лишь художник, поэтому вердикт вынесет беспристрастный судья процесса — Павел Пепперштейн. За соблюдением порядка судебного процесса будет следить художница и акционистка Ксения Драныш.

Мы приглашаем зрителей Библионочи присоединиться к суду присяжных и принять участие в решении судьбы книги. Ваш голос станет решающим.

Режиссёр — Юля Майорова
Сценарист — Александр Имакин


21:00—22:30 — Перформанс «Призраки» от танцевальной компании «По. В. С. Танцы»

Читальный зал № 2

В перформансе использованы отрывки из стихотворения Александра Сергеевича Пушкина «Осень» и рассказа Хорхе Луиса Борхеса «Палаты с фигурами». Будет разыграна пьеса из двух монологов и двух танцевальных соло.

Танцевальная компания «По. В. С. Танцы» с 1999 года работает с танцем, театром и перформансом в контексте исследования и открытого диалога с аудиторией. Их вдохновляет возможность переосмысления личного опыта средствами искусства и возможность переживания искусства как личного опыта на пути к самоидентификации. В их работах аудитория всегда является частью процесса.

Исполнители — Альбертс Альбертс и Александра Конникова


Перформанс «Призраки» от танцевальной компании «По. В. С. Танцы»


21:00—23:00 — Спектакль по новелле Луиджи Пиранделло «Ловушка». Лекция о творчестве Луиджи Пиранделло

Розовый зал

Спектакль «Ловушка» («La trappola», 1912) — о взаимоотношениях нашего субъективного восприятия мира с объективной реальностью, которую мы никогда не уловим, поскольку наш взгляд уже изначально субъективен. Что мы думаем о жизни и какова сама жизнь? Спектакль являет собою некую метафору соотношения наших мыслей о жизни и самой жизни.

Режиссёр — Арман Хачатрян
Актёры — Марко Динелли, Анастасия Скибунова

Перед пьесой пройдёт музыкально-лекционное представление пьесы: Наталия Никишкина, президент Общества Данте Алигьери в Москве расскажет о Луиджи Пиранделло, а скрипачка, лауреат многих конкурсов Чечилия Мэрли исполнит Жюля Массне «Таис медитация».

Партнёры мероприятия:

Международное Молодёжное движение «АМИЧИ» Италия-Россия и его президент Екатерина Спирова
Школа «Итало Кальвино» и её директор Козимо Гуарино


Спектакль по новелле Луиджи Пиранделло «Ловушка». Лекция о творчестве Луиджи Пиранделло


21:30—22:30 — Театральная компания «Мишин Лаб» представит перформанс «Разговоры в темноте»

Читальный зал № 2

Спектакль о любви, воплотившей себя в ожидании. Три женщины читают друг другу неотправленные письма к мужчине, которого ждут так долго, что уже не уверены, что он существует. Ждут его так долго, что уже сомневаются в своём собственном существовании. Ожидание, ставшее целью, растворяет реальность в воображении и превращается в творчество, врывающееся в ткань спектакля песнями, в которых чувства героинь достигают высшей точки.

Режиссёр — Константин Мишин
Авторская группа и исполнители — Варвара Мишина, Ира Гонто, Ирина Виноградова, Екатерина Серебринская, Екатерина Серебринская, Юлия Лукьянова, Анна Бек
Музыка — «ДоТогоКак»




В программе возможны изменения.

Во время посещения данного сайта на Ваш компьютер, телефон или иное устройство могут быть временно загружены файлы Cookie — небольшие фрагменты данных, обеспечивающие более эффективную работу сайта. Продолжая использование данного сайта, вы соглашаетесь с приёмом файлов cookie.
Подтверждаю ознакомление и согласие
Пройдите регистрацию, чтобы заказывать книги РГБ из дома и сократить ожидание!
Зарегистрироваться