В новогодние и рождественские дни:
28 декабря все читальные залы и читательские зоны работают по обычному графику.
C 29 ДЕКАБРЯ ПО 8 ЯНВАРЯ БИБЛИОТЕКА ЗАКРЫТА.
До конца 2024 года закрыт читальный зал отдела редких книг.
Заработала единая точка входа для всех подписных ресурсов Библиотеки, доступных дистанционно, без посещения. Как воспользоваться
C 29 ДЕКАБРЯ ПО 8 ЯНВАРЯ БИБЛИОТЕКА ЗАКРЫТА. Подробнее
3 декабря в Доме Пашкова открылись XIV Международные научные чтения, посвященные памяти выдающегося деятеля отечественной философии и культуры Николая Федоровича Федорова (1829—1903). Знаменитый библиотекарь Румянцевского музея, «московский Сократ», как называли его современники, он оставил глубокий след в духовной истории России.
Философы и космонавты
«Философия общего дела» Николая Федорова стала основой для космической мысли XX века (
К. Э. Циолковский
,
В. И. Вернадский
,
А. Л. Чижевский
), оплодотворила искания деятелей русского религиозно-философского ренессанса, от Владимира Соловьева до Сергея Булгакова и Николая Бердяева, оказала глубокое воздействие на прославленных русских литераторов, от Льва Толстого до Бориса Пастернака.
XIV Международные научные чтения памяти
Н. Ф. Федорова
были организованы Российской государственной библиотекой в сотрудничестве с Институтом мировой литературы им.
А. М. Горького
РАН, философским факультетом МГУ, Музеем-библиотекой
Н. Ф. Федорова
. В Чтениях приняли участие ученые, общественные деятели из России, стран ближнего и дальнего зарубежья: Украины, Республики Беларусь, Казахстана, Таджикистана, Сербии, Польши, Японии, США.
Федоровские чтения впервые открылись в Доме Пашкова, где Николай Федоров много лет работал обычным библиотекарем. Перед началом пленарного заседания гости РГБ посетили каталожную рядом с Румянцевским залом, где трудился великий мыслитель, а также осмотрели Дом Пашкова.
Собравшиеся получили приветствие от Инновационного центра Сколково: «Философское обоснование звездоплавания имело и имеет фундаментальное значение, поскольку только так человечество может дать для себя ответ на вопрос о смысле своей деятельности. Наука и технология дают информацию о нашем сегодняшнем потенциале освоения космоса, однако гносеологическая и телеологическая парадигма космической деятельности находятся в поле зрения исключительно философии. Поиск философского обоснования космической деятельности не теряет своей значимости с течением времени, и именно поэтому имена наших соотечественников, внесших значительный вклад в понимание взаимосвязи человечества и Вселенной, являются навсегда вписанными в историю этих поисков», — говорится в послании от имени директора по развитию кластера космических технологий и телекоммуникаций фонда Сколково Дмитрия Пайсона.
Приветствуя собравшихся на пленарном заседании, дважды герой Советского Союза, летчик-космонавт Александр Александров рассказал, что сообщество современных ученых, изучающих космос, не раз убеждалось в актуальности идей русского философа. «Космизм учит человека не ограничиваться рамками жизненных проблем, но стремится возвысить его сознание, привести к пониманию ответственности за благополучие родной планеты и человеческого рода вообще, — отметил Александр Александров. — Полеты в космос, которые осуществляются вот уже более пятидесяти лет, заставляют задуматься о том, что эволюция человечества, о которой говорит русский космизм, осложняется кризисной экологической ситуацией».
Об актуальности идей Николая Федорова рассуждал и заместитель декана философского факультета МГУ Алексей Козырев. «Федоров — фигура удивительная, это мыслитель, который в своих идеях соединил античный космос ("космос" в переводе с греческого языка означает „украшенный“) и христианскую идею воскресения, — отметил он. — Это мыслитель, который заставляет нас задуматься о том, что космос украшен только тогда, когда мы
что-то
делаем для этого. Федоров — это философ проекта, общего дела, философ служения. И давайте подумаем о том, сколько сегодня молодых людей готовы служить некоему делу, однако, не зная, как применить свои силы, они сталкиваются с цинизмом и подлостью нашей жизни. Как трудно сегодня молодому человеку реализовать себя с точки зрения этой идеи служения. А ведь очень многие русские мыслители — и Федоров, и Соловьев — говорили о ней. И поэтому сегодня для нас пример Федорова, который, сидя в каталожной библиотеки, мыслил о том, чтобы космос был украшен, — это пример бесценный и удивительный».
Ведущий научный сотрудник Института мировой литературы РАН Анастасия Гачева в своем докладе «Бог, мир, человек в „Философии общего дела“
Н. Ф. Федорова
» также подробно остановилась на теме ответственности человека и коротко напомнила об основных постулатах философии космизма. «Выстраиваемое космистами творческое миросозерцание оптимистично, но это не безответственный, поверхностный оптимизм, который сглаживает неудобные углы, а это оптимизм, который основан на глубинном понимании закономерностей развития эволюции. Одна из фундаментальных тем космизма — тема единства человека и мира, ощущение осмысленности бытия, веры в человека как орудие осуществления этого смысла. В космизме человек — не просто созерцатель мира, он деятель мироздания: его восхищение и любовь к бытию рождают чувство ответственности. Космисты призывают нас к этому чувству».