Конференция «Эффективность деятельности центров правовой и иной социально значимой информации»
Заведующая отделом официальных и нормативных изданий РГБ
Эмма Альбертовна Восканян |
10—11 октября 2013 года в конференц-зале РГБ состоялась Всероссийская научно-практическая конференция «Эффективность деятельности центров правовой и иной социально значимой информации». За 15 лет, прошедших с создания первого центра правовой информации (ПЦПИ) в Смоленске, удалось сделать очень многое. Более ста гостей со всех уголков страны, от Мурманска до Сахалина, поделились своим опытом в выступлениях и неформальном общении. Организаторами конференции стали Министерство культуры Российской Федерации, Российский комитет Программы ЮНЕСКО «Информация для всех», Межрегиональный центр библиотечного сотрудничества и РГБ.
На конференцию съехались гости из Санкт-Петербурга, Смоленска, Перми, Чебоксар, Кемерова, Ижевска, Ростова, Пскова, Ярославля, Брянска, Белгорода, Уфы, других городов России. Атмосфера была дружеской: собрались люди, которым удалось на практике осуществить то, что часто остается на бумаге. Об этом были все доклады и неформальные разговоры.
Всероссийская сеть
На открытии конференции ответственный секретарь Российского комитета Программы ЮНЕСКО «Информация для всех» Татьяна Мурована подчеркнула, что без помощи библиотек не возникла бы та сеть центров правовой информации, которая сегодня существует в России: «Библиотеки первыми освоили методы использования электронных правовых ресурсов, созданных государством и частными разработчиками. Центры правовой информации стали пунктами повышения не только правовой, но и компьютерной грамотности и для библиотек, и для населения». За прошедшие 15 лет центры созданы как в крупных национальных библиотеках России, так и в сельских. Их формат варьируется от простых точек доступа к правовой информации до конституционных центров. Многие из них стали местом встречи органов власти, населения, общественных организаций.
Генеральный директор РГБ Александр Вислый хорошо помнит, как возникали первые центры: «Законодательство менялось с непредсказуемой скоростью, и создание центров правовой информации в библиотеках было абсолютно необходимым и полностью оправданным шагом. У граждан появилась возможность прийти в библиотеку и совершенно бесплатно, в отличие от помощи юридических консультантов, получить нужную информацию».
Один из идеологов и основателей сети центров правовой информации, старший научный сотрудник РГБ Маркс Усачев также напомнил об обстоятельствах, в которых создавались первые центры и рассказал, что первый ПЦПИ был создан в Смоленске. Сначала было создано пятнадцать центров: двенадцать на базе центральных и региональных библиотек и три в РГБ, НБР и Библиотеке иностранной литературы им. Рудомино. «Нужно вспомнить ту тяжелую ситуацию, в которой находилась страна: правительство часто менялось и издавало много новых законов. Библиотеки влачили жалкое существование. Новые законы и нормативные акты не доходили до граждан России. В это время активно начали развиваться информационно-правовые консорциумы: „Кодекс“, „Гарант“, „Консультант Плюс“. Мы сразу заключили соглашения с многими из них о бесплатной поставке правовых баз во все библиотеки страны». Сначала планировалось довести число ПЦПИ до 2700—2800 — столько было районных центров. Сегодня, по данным ФСО России, на базе библиотек создано примерно 6,5 тысяч центров правовой информации. Инициатива РГБ была подхвачена, стали создаваться иные центры правовой информации, которых сегодня более 30 тысяч по всей стране. Таким образом, вместе с библиотечными, центров сегодня около 40 тысяч. Российский опыт переняли в Белоруссии, Украине и других сопредельных государствах. Россия распространяет его и на другие зарубежные страны — Англию, Францию, Италию.
Заместитель начальника управления службы специальной связи и информации Федеральной службы охраны РФ Вячеслав Юдин также остановился на особой роли библиотек. «Выбор мест публичного доступа для ПЦПИ не был однозначен, — рассказал он. — Самым главным аргументом в пользу их открытия в общедоступных библиотеках были, собственно, сами библиотекари — люди, которые умеют правильно общаться с посетителями, могут найти нужную информацию. С самого первого дня к программе подключились „Консультант Плюс“, „Гарант“ и „Кодекс“. Сотрудники Министерства культуры и работники библиотеки получили за результат этой работы премию Правительства РФ. Наш опыт получил высокую оценку в ЮНЕСКО и был рекомендован к распространению по всему миру. Действительно, был создан практический механизм обеспечения права граждан на свободу получения правовой информации — не просто продекларированный, а на самом деле созданный».
Между властью и обществом
Генеральный директор Российской государственной библиотеки
Александр Иванович Вислый |
Заместитель председателя Российского комитета программы ЮНЕСКО «Информация для всех», исполнительный директор Межрегионального центра библиотечного сотрудничества Сергей Бакейкин сообщил, что Россия была во второй раз переизбрана руководителем программы ЮНЕСКО «Информация для всех». В сфере обеспечения доступа к правовой информации сложилась парадоксальная ситуация. С одной стороны, развитие интернета предоставило беспрецедентные возможности для доступа и использования информации. С другой стороны, довольно сложно вычленить полные, целостные, и достоверные сведения. «Поиск качественной информации требует довольно высокого уровня грамотности и правовой компетентности, — подчеркнул он. — В этой ситуации работа библиотек по повышению правового просвещения приобретает новое звучание. ПЦПИ становятся не только точкой доступа и навигаторами в огромном массиве информации, они все больше играют роль консультационных центров, налаживающих взаимодействие властей и гражданского общества. Наша российская сеть библиотечных центров правовой информации — это большое достижение, уникальный опыт, которым следует гордиться.
Вице-президент информационно-правового консорциума «Кодекс», генеральный директор ЗАО «Кодес-МСК» Ирина Миронова уверена, что программа ПЦПИ — это процесс исторического масштаба, потому что с помощью этого механизма «в самой закрытой на момент возникновения центров стране мира был дан бесплатный доступ к информации, которая раньше хранилась в спецхранах». Но, кроме этого, создание ПЦПИ стало шагом к библиотеке нового типа. «На информации, которую предоставляли ПЦПИ, выросло целое поколение активных молодых людей — предпринимателей, юристов. Здесь использовались самые современные информационные технологии. Библиотека стала недостающим звеном в структуре распространения информации от государства к гражданам. Библиотека и центры правовой информации получили еще тогда высокий статус и признание: я помню, что не один круглый стол проводился в библиотеках — например, так члены Совета Европы собирались в Санкт-Петербурге. Кроме того, библиотеки стали посредниками между государством и частным бизнесом. Мы все вместе шли к тому, чтобы каждый имел свободный доступ к правовой информации».
Заведующая отделом официальных и нормативных изданий РГБ, директор Межрегионального объединения публичных центров правовой информации Эмма Восканян уверена, что на достигнутом нельзя останавливаться: «Сеть центров пока не превратилась в жесткую структуру, устойчивую к изменениям политического и финансового климата, — подчеркнула она. — Мы должны работать над тем, чтобы это случилось».
|