XIV Международная конференция «EVA-2012 Москва: Информационное общество, культура, образование» (28 ноября 2012)
![]() |
«EVA-2012 Москва» стала довольно успешной попыткой суммировать опыт, накопленный за прошедший со дня последней конференции год. Впечатляли география и состав участников: свыше 500 гостей, более 100 докладов из России, Болгарии, Бельгии, Италии, Испании, Украины и Финляндии. Коротко обозначим самые интересные тезисы, касающиеся проблем развития современных библиотек.
В авангарде формирования этики
Председатель межправительственного совета программы ЮНЕСКО «Информация для всех» Евгений Кузьмин предложил поразмышлять о парадоксах развития информационного общества, которое до сих пор нет имеет четкого определения, несмотря на то, что повсюду говорится о его формировании. «Информация впервые в истории легко пересекает государственные границы и перестала быть прерогативной ограниченного круга авторов, теперь в процессе ее производства может участвовать каждый, — отметил Евгений Кузьмин. — Контента становится все больше, только создают его не наиболее компетентные, образованные и ответственные люди, как это было раньше, а сегодня к ее производству допущены все, в том числе безответственные и злонамеренные люди». При этом, по мнению Евгения Кузьмина, доступ к качественным образовательным и научным материалам сегодня затруднен, поскольку нормы права в области интеллектуальной собственности, разработанные в эпоху аналоговой информации, были распространены на электронную информационную среду без учета ее особенностей. Возникшая 15—20 лет назад надежда, что новые информационные технологии помогут преодолеть разрыв в уровне и доступности знаний между разными социальными группами не оправдалась. 95 % мировых знаний представлены на 3 % языков. По пессимистическим прогнозам, к концу XXI века отомрет 90 % из 7 тысяч существующих сегодня языков вместе с уникальными знаниями на них. «В мире остается все меньше энциклопедически образованных людей, — считает Евгений Кузьмин. — Политика построения информационного общества во многих странах страдает односторонностью — основной акцент делается на увеличении рентабельности, развитии технологий и инфраструктуры, в то время как содержанию и социальным аспектам внимания не уделяется». Все эти обстоятельства, по мнению Евгения Кузьмина, позволяют дать вторую жизнь традиционным функциям библиотек как просветительским центрам чтения и экспертно отобранной, социально значимой информации. У библиотек появился исторический шанс встать в авангарде формирования грамотности и этики, заняться сохранением и развитием культурного многообразия.
Миф об упадке интереса к чтению
![]() |
Заведующая сектором НИО библиотековедения РГБ Татьяна Майстрович попыталась развеять миф о том, что в обществе упал интерес к чтению. «Падение посещаемости классических библиотек породило легенду об утрате интереса к чтению среди молодежи, — заявила Татьяна Майстрович. — Молодежь читает, но читает в интернете». Статистика ГИВЦ РФ по фондам муниципальных библиотек свидетельствует, что обращаемость туда с 2006 по 2011 год выросла с 1,64 до 1,69. Для электронных библиотек ежедневная многотысячная аудитория стала нормой. Рунет прирастает 17 % в год, причем 93 % новых пользователей живут за пределами Москвы и СПБ. При этом, по мнению Татьяны Майстрович, нелигитимность ресурса в интернете никого не волнует, кроме библиотекарей, — разницу в тексте между легальной и нелегальной копией не каждый может заметить и не каждому она важна. Библиотека всегда выполняла два базовых функции: поддерживающую (библиотека не занимается образованием, она его только поддерживает) и компенсаторную (библиотека компенсировала невозможность приобрести все книги и пользоваться ими дома в комфортных условиях). Сегодняшние темпы развития интернета отменяют вторую функцию. «Вместо запретов на нелегальный контент, в эффективность которых я не верю, необходимо предоставить пользователям лучший ресурс с лучшими условиями, — отметила Татьяна Майстрович. — Мы для этого ничего не делаем. Если мы не перейдем на новые ресурсы и новые носители информации, придется смириться с тем, что наша роль в обществе будет уменьшаться».
Готовы ли библиотекари?
Дискуссия «Библиотечные ценности в цифровой среде» была заострена вокруг стратегий работы библиотек в новых условиях. Профессор Московского государственного университета культуры и искусств Вадим Степанов выразил уверенность, что причина кризиса библиотек не в их техническом отставании, а в изменении информационной инфраструктуры. «Всю историю развития человечества библиотеки занимались только тем, что собирали и сохраняли книги, а сегодня сформировалась параллельная инфраструктура в виде новых средств коммуникации во главе с интернетом, и библиотека утратила уникальность, у нее теперь масса конкурентов». Начальник управления системой фондов Евгения Гусева призвала аудиторию не считать, что нынешняя смена носителей информации касается только библиотек — монополию утратила, например, и почта, и другие средства переноса информации. Не стоит также искать особую разницу между «цифровой» и «аналоговой» стратегиями развития библиотек — их основная задача остается прежней: вовремя предоставлять читателям необходимые сведения. «Основная миссия библиотек сейчас, на мой взгляд: предоставление пользователям одновременно легитимного и бесплатного контента, квалифицированная консультативная поддержка при работе с информационными ресурсами, экспертная оценка качества информации, обучение пользователей навигации», — подчеркнула Евгения Гусева. При этом придется отметить неподготовленность библиотечных кадров. По данным ГИВЦ, всего в российских библиотеках, относящихся к Минкультуры, работает около 172 тысяч человек, из них с высшим образованием — 46 %,
![]() |
В тенетах соцсетей
На круглом столе «Музеи и библиотеки в социальных сетях» главный специалист управления социальных проектов РГБ Екатерина Шибаева рассказала о статистике, описывающей степень вовлеченности библиотекарей в общение в социальных сетях, которую она собрала в . «Главное преимущество этого общения в том, что оно не является обязательным, не входит в профессиональные обязанности и совершается по доброй воле, — отметила Екатерина. — Многие, однако, боятся встретиться с осуждением, непониманием, тяжелыми дискуссиями. Юрий Лотман говорил: "Полезным свойством коммуникации является не легкость общения, а трудность восприятия, поскольку она связывается с наличием чужой позиции, которая обогащает самого автора"». Отсутствие опыта работы в социальных сетях, неумение общаться на языке сети, непонимание со стороны руководства и коллег, отсутствие интереса внешних пользователей к музеям, библиотекам и их аккаунтам — основные проблемы библиотекарей и музейных работников, модерирующих соцсети. По словам Татьяны Николаевой, заведующей сектором мультимедиа и
![]() |