Читальный зал РГБ в Еврейском музее и центре толерантности 27 января откроется в 16:00 в связи с внутренней работой музея.


Заработала единая точка входа для всех подписных ресурсов Библиотеки, доступных дистанционно, без посещения. Как воспользоваться

Спросите библиотекаря

«Итальянские вечера. От Боккаччо до Казановы». Встреча четвёртая. «Образы Италии»

21 октября состоится четвёртый концерт-новелла из цикла «Итальянские вечера. От Боккаччо до Казановы» , совместного проекта Российской государственной библиотеки и Итальянского Института культуры в Москве . Он будет посвящён образам Италии, той идеально прекрасной страны, какой Италия предстаёт в европейской культуре XVIII — начала XIX века.


Королевский атлас Августа II Сильного. Том 7. Карта Рима, фрагмент. (Athlas [sic] Royal composé de cartes choisies et originales... Achevé à Amsterdam, 1708—1710). Фото: Мария Говтвань, РГБ

Парадокс состоит в том, что никакой единой Италии в то время не существовало. На территории Апеннинского полуострова, ограждённого от остальной Европы труднопроходимыми горами, умещалось множество самостоятельных государств, каждое из которых имело свою историю и свою собственную культуру. Основой этих государств были города. Но их гордая независимость уживалась с языковой общностью и опиралась на античный культурный фундамент. Это определило значение культуры Италии, которая гораздо более многопланова и сложна, чем культура остальных европейских стран.

  • Извержение горы Везувий 14 мая 1771 года. Гравюра по рисунку П.-Ж. Волера, гравёр Г. Гуттенберг. Из книги: Voyage pittoresque, ou description des royaumes de Naples et de Sicile, 1781—1786. Т. 1. Paris, 1781
  • Пьяцца Навона. Гравюра Дж. Вази по собственному рисунку. Из книги: Raccolta Delle Più Belle Vedute Antiche, E Moderne Di Roma / Dal Cavalier Giuseppe Vasi. Vol. 1. Roma: Autore, 1786
  • Микеле Мариески. Венеция. Большой канал от церкви Сант-Эустакио до палаццо Корнер, по центру — палаццо Пезаро. Венеция, ок. 1768. Офорт. Лист из серии «Magnificentiores selectioresque urbis Venetiarum prospectus» («Великолепные и отборные виды города Венеции»). Венеция, 1741 (1-е издание)
  • Жан-Жак Лево. Водопады в Тиволи по оригиналу Шарля-Франсуа Лакруа. Париж: Базан, вторая половина XVIII века. Офорт

Италия XVIII — начала XIX века была Меккой для художников и поэтов, главной и обязательной частью гранд-тура по Европе, которым завершалось образование просвещённых вельмож. В сознании путешественников складывались свои «образы Италии». Поэтому не только каждая нация имеет свою собственную Италию, ибо у французов одна Италия, у англичан другая, а есть также Италия немцев, Италия русских, но у каждого отдельного индивида складывается своя собственная картина этой страны, основанная на том, что он прочитал, увидел, услышал и осмыслил.

На однодневной выставке к лекции-концерту зрители увидят множественность этих образов. Хранители графики Российской государственной библиотеки впервые раскроют для публики роскошный Королевский атлас Августа Сильного, альбомы рисунков Тома де Томона, покажут гравюры с видами городов, знаменитых сооружений и природных чудес.

  • Джованни Вольпато. Лоджии Рафаэля в Ватикане по рисунку Пьетро Кампорези. Рим, ок. 1772. Офорт. Фронтиспис для изд.: Loggie di Rafaele nel Vaticano. Roma, 1772—1777. Фрагмент иллюстрации
  • «Limon di Savona» и вилла Стелла Градениго в Савоне. Гравюра Т. Г. Бека. Иллюстрация из книги: Continvation der Nürnbergischen Hesperidvm, oder: Fernere gründliche Beschreibung der edlen Citronat-, Citronen- und Pomeranzen-Früchte... Nürnberg [u. a.]: Selbstverl. [u. a.], 1714.
  • Рафаэль Санти. Святая Цецилия. 1517. Национальная пинакотека Болоньи.
  • Жан-Франсуа Тома де Томон. Рисунок из альбома «Souvenir d’Italie» («Итальянский сувенир»), 1808—1809.
  • Королевский атлас Августа II Сильного. Том 7. Карта Рима. (Athlas [sic] Royal composé de cartes choisies et originales... Achevé à Amsterdam, 1708—1710). Фото: Мария Говтвань, РГБ

Самая популярная русская книга об итальянской культуре «Образы Италии» была написана в начале ХХ века Павлом Муратовым, который служил в Румянцевском музее хранителем отдела изящных искусств и классических древностей. Ведущим вечера будет Аркадий Ипполитов, автор серии книг «Образы Италии XXI», хранитель кабинета итальянской гравюры Государственного Эрмитажа. Его понимание образов Италии соединится с музыкальными произведениями Леонардо Винчи, Томмазо Альбинони и Арканджело Корелли в исполнении ансамбля солистов «Imaginarium» под руководством Дениса Голубева.



Во время посещения данного сайта на Ваш компьютер, телефон или иное устройство могут быть временно загружены файлы Cookie — небольшие фрагменты данных, обеспечивающие более эффективную работу сайта. Продолжая использование данного сайта, вы соглашаетесь с приёмом файлов cookie.
Подтверждаю ознакомление и согласие
Пройдите регистрацию, чтобы заказывать книги РГБ из дома и сократить ожидание!
Зарегистрироваться