25 ноября в библиотеке санитарный день, читальные залы закрыты.


Экспозиция Музея книги закрыта в связи с началом реставрационных работ.


В связи с проведением ремонтных работ в помещениях хранения отдела диссертаций временно не выдаются оригиналы диссертаций за 2014–2019, 2024 годы.

25 ноября — санитарный день, библиотека закрыта
Спросите библиотекаря

«Итальянские вечера. От Боккаччо до Казановы». Встреча третья. «Пиранези»

27 мая состоялся третий концерт-новелла из цикла «Итальянские вечера. От Боккаччо до Казановы» , совместного проекта Российской государственной библиотеки и Итальянского Института культуры в Москве . Он был посвящён творчеству Джованни Баттиста Пиранези и музыке европейских композиторов XVIII века.


Фрагмент гравюры «Вид храма Юпитера Громовержца» из серии «Виды Рима»

В историю изобразительного искусства Джованни Баттиста Пиранези (1720—1778), венецианец по рождению, всю жизнь проработавший в Риме, вошёл как величайший мастер архитектурной графики XVIII века, создавший тысячи гравюр и рисунков, но в истории духа его значение далеко выходит за рамки вида выбранного им искусства.

Он сам гордо подписывался Piranesi, architetto veneziano (Пиранези, венецианский архитектор) и, хотя воплотил в жизнь только один свой проект, оказал огромное влияние на архитектуру не только своей эпохи, но и последующего времени. Ревнитель античности и один из главных апологетов неоклассицизма, он создал композиции, восхищавшие романтиков и модернистов, как художников, так и литераторов. Его реконструкции античности похожи на фантастические утопии, обращённые к будущему, а пейзажи, сделанные с натуры, — на ирреальные видения. Пиранези — не просто художник-график, но феноменальное явление, столь же сложное, как и XVIII век, его породивший.

  • Фрагмент гравюры «Вид базилики и площади Св. Петра в Ватикане» из серии «Виды Рима»
  • Фрагмент фронтисписа серии «Виды Рима». «Фантазия с руинами и статуей Минервы»

На выставке, которая сопровождала концерт, можно было увидеть подлинные листы Prima parte (Первая часть), первого крупного римского проекта Пиранези. Кроме того, хранители библиотеки раскрыли перед посетителями старинные альбомы из фондов Музея книги РГБ с лучшими гравюрами из других серий мастера.

Об эпохе, личности Пиранези и его гравюрах рассказывал известный искусствовед, писатель, старший научный сотрудник Государственного Эрмитажа, хранитель итальянской гравюры XV—XIX веков Аркадий Ипполитов. Среди его книг — «Тюрьмы и власть. Миф Джованни Баттиста Пиранези».

  • Фрагмент гравюры «Скелеты» из серии «Гротески»
  • Фрагмент титульного листа первой серии «Тюрьмы»
  • Фрагмент гравюры из первой серии «Тюрьмы», лист № 4

Темы гравюр Пиранези подсказали выбор музыкальных произведений композиторов XVIII века: Кристофа Виллибальда Глюка, Георга Фридриха Генделя, Бальдассаре Галуппи, Леонардо Винчи, Антонио Вивальди, Максима Березовского. Арии из опер и инструментальные произведения прозвучали в исполнении ансамбля солистов «IMAGINARIUM» под руководством Дениса Голубева.

  • Фото: Ксения Филатова, РГБ
  • Фото: Ксения Филатова, РГБ
  • Фото: Ксения Филатова, РГБ
  • Фото: Ксения Филатова, РГБ
  • Фото: Ксения Филатова, РГБ


Во время посещения данного сайта на Ваш компьютер, телефон или иное устройство могут быть временно загружены файлы Cookie — небольшие фрагменты данных, обеспечивающие более эффективную работу сайта. Продолжая использование данного сайта, вы соглашаетесь с приёмом файлов cookie.
Подтверждаю ознакомление и согласие
Пройдите регистрацию, чтобы заказывать книги РГБ из дома и сократить ожидание!
Зарегистрироваться