«Итальянские вечера. От Боккаччо до Казановы». Встреча третья. «Пиранези»
27 мая состоялся третий концерт-новелла из цикла «Итальянские вечера. От Боккаччо до Казановы» , совместного проекта Российской государственной библиотеки и Итальянского Института культуры в Москве . Он был посвящён творчеству Джованни Баттиста Пиранези и музыке европейских композиторов XVIII века.
В историю изобразительного искусства Джованни Баттиста Пиранези
Он сам гордо подписывался Piranesi, architetto veneziano (Пиранези, венецианский архитектор) и, хотя воплотил в жизнь только один свой проект, оказал огромное влияние на архитектуру не только своей эпохи, но и последующего времени. Ревнитель античности и один из главных апологетов неоклассицизма, он создал композиции, восхищавшие романтиков и модернистов, как художников, так и литераторов. Его реконструкции античности похожи на фантастические утопии, обращённые к будущему, а пейзажи, сделанные с натуры, — на ирреальные видения. Пиранези — не просто художник-график, но феноменальное явление, столь же сложное, как и XVIII век, его породивший.
На выставке, которая сопровождала концерт, можно было увидеть подлинные листы Prima parte (Первая часть), первого крупного римского проекта Пиранези. Кроме того, хранители библиотеки раскрыли перед посетителями старинные альбомы из фондов Музея книги РГБ с лучшими гравюрами из других серий мастера.
Об эпохе, личности Пиранези и его гравюрах рассказывал известный искусствовед, писатель, старший научный сотрудник Государственного Эрмитажа, хранитель итальянской гравюры XV—XIX веков Аркадий Ипполитов. Среди его книг — «Тюрьмы и власть. Миф Джованни Баттиста Пиранези».
Темы гравюр Пиранези подсказали выбор музыкальных произведений композиторов XVIII века: Кристофа Виллибальда Глюка, Георга Фридриха Генделя, Бальдассаре Галуппи, Леонардо Винчи, Антонио Вивальди, Максима Березовского. Арии из опер и инструментальные произведения прозвучали в исполнении ансамбля солистов «IMAGINARIUM» под руководством Дениса Голубева.