Читальный зал РГБ в Еврейском музее и центре толерантности 27 января откроется в 16:00 в связи с внутренней работой музея.


Заработала единая точка входа для всех подписных ресурсов Библиотеки, доступных дистанционно, без посещения. Как воспользоваться

Спросите библиотекаря

«Итальянские вечера. От Боккаччо до Казановы». Встреча вторая. «Ариосто»

29 апреля состоялся второй концерт-новелла из цикла «Итальянские вечера. От Боккаччо до Казановы» , совместного проекта Российской государственной библиотеки и Итальянского института культуры в Москве . Он был посвящён музыке и произведениям изобразительного искусства, так или иначе связанным с великой поэмой Лудовико Ариосто «Неистовый Орландо».


Страницы из книги Ариосто «Неистовый Орландо». Венеция, 1544
Слева — портрет Лудовико Ариосто, справа — титульный лист. Читать в НЭБ

На выставке, которая сопровождала концерт, можно было увидеть уникальный иллюстрированный экземпляр одного из ранних изданий поэмы Ариосто (1541—1549). Эта книга на голубой бумаге с раскрашенными гравюрами, выпущенная в свет венецианским издателем Габриэле Джолито де Феррари, — несомненный шедевр книжного искусства.

Об огромной популярности поэмы Ариосто в XVI веке говорит само количество изданий поэмы: до 1600 года их было уже 176. «Неистового Орландо» продолжали активно издавать и в последующие столетия. Появились прозаические и стихотворные переводы на другие языки. На выставке были представлены роскошные фолианты и карманные книги, тома с иллюстрациями лучших рисовальщиков и гравёров.

  • Поль Гюстав Доре (1832—1883). Астольфо на Луне. Иллюстрация к поэме Лудовико Ариосто «Неистовый Орландо». Фрагмент. Париж, 1879
  • Джироламо Порро (1520—1604). Иллюстрация к поэме Лудовико Ариосто «Неистовый Орландо». Фрагмент. Венеция, 1584
  • Антонио Темпеста (1555—1630). Отважный Градассо и блистательная Марфиза. Лист из цикла сатирических гравюр к поэме Лудовико Ариосто «Неистовый Орландо». Фрагмент
  • Доссо Досси (1479—1542). Мелисса, 1518. Фрагмент. Рим, Галерея Боргезе
  • Жан Огюст Доминик Энгр (1780—1867). Руджьеро спасает Анжелику от морского чудовища, 1819. Фрагмент. Париж, Лувр

Творение Ариосто вдохновляло выдающихся композиторов. Рыцарские подвиги, любовные коллизии, соединение волшебства и человеческих страстей — запутанный и увлекательный мир поэмы стал в XVIII веке основой для прекрасных опер. Их партитуры будут показаны на выставке наряду с книгами.

Существует несколько переводов «Неистового Орландо» на русский язык, но роскошь и красота стихов открывается лишь тем, кто в совершенстве владеет итальянским языком. В какой-то мере музыка и живопись могут приблизить нас к пониманию поэзии Ариосто. Проводником в этом мире искусства стал известный искусствовед, писатель, старший научный сотрудник Государственного Эрмитажа, хранитель итальянской гравюры XV—XIX веков Аркадий Ипполитов. Его рассказы сопровождались видеопроекцией шедевров живописи и графики.

  • Аркадий Ипполитов . Фото: Мария Говтвань, РГБ
  • Фото: Мария Говтвань, РГБ
  • Фото: Мария Говтвань, РГБ
  • Фото: Мария Говтвань, РГБ
  • Фото: Мария Говтвань, РГБ
  • Фото: Мария Говтвань, РГБ
  • Фото: Мария Говтвань, РГБ
  • Фото: Мария Говтвань, РГБ

Произведения композиторов XVI—XVIII веков Джулио Каччини, Антонио Вивальди, Георга Филиппа Телемана, Георга Фридриха Генделя, Жан-Батиста Люлли и Алессандро Скарлатти прозвучали в исполнении ансамбля солистов «Imaginarium» под руководством Дениса Голубева.



Во время посещения данного сайта на Ваш компьютер, телефон или иное устройство могут быть временно загружены файлы Cookie — небольшие фрагменты данных, обеспечивающие более эффективную работу сайта. Продолжая использование данного сайта, вы соглашаетесь с приёмом файлов cookie.
Подтверждаю ознакомление и согласие
Пройдите регистрацию, чтобы заказывать книги РГБ из дома и сократить ожидание!
Зарегистрироваться