«Итальянские вечера. От Боккаччо до Казановы». Встреча вторая. «Ариосто»
29 апреля состоялся второй концерт-новелла из цикла «Итальянские вечера. От Боккаччо до Казановы» , совместного проекта Российской государственной библиотеки и Итальянского института культуры в Москве . Он был посвящён музыке и произведениям изобразительного искусства, так или иначе связанным с великой поэмой Лудовико Ариосто «Неистовый Орландо».
На выставке, которая сопровождала концерт, можно было увидеть
уникальный иллюстрированный экземпляр
одного из ранних изданий поэмы Ариосто
Об огромной популярности поэмы Ариосто в XVI веке говорит само количество изданий поэмы: до 1600 года их было уже 176. «Неистового Орландо» продолжали активно издавать и в последующие столетия. Появились прозаические и стихотворные переводы на другие языки. На выставке были представлены роскошные фолианты и карманные книги, тома с иллюстрациями лучших рисовальщиков и гравёров.
Творение Ариосто вдохновляло выдающихся композиторов. Рыцарские подвиги, любовные коллизии, соединение волшебства и человеческих страстей — запутанный и увлекательный мир поэмы стал в XVIII веке основой для прекрасных опер. Их партитуры будут показаны на выставке наряду с книгами.
Существует несколько переводов «Неистового Орландо» на русский язык, но роскошь и красота стихов открывается лишь тем, кто в совершенстве владеет итальянским языком. В какой-то мере музыка и живопись могут приблизить нас к пониманию поэзии Ариосто. Проводником в этом мире искусства стал известный искусствовед, писатель, старший научный сотрудник Государственного Эрмитажа, хранитель итальянской гравюры XV—XIX веков Аркадий Ипполитов. Его рассказы сопровождались видеопроекцией шедевров живописи и графики.
Произведения композиторов XVI—XVIII веков Джулио Каччини, Антонио Вивальди, Георга Филиппа Телемана, Георга Фридриха Генделя, Жан-Батиста Люлли и Алессандро Скарлатти прозвучали в исполнении ансамбля солистов «Imaginarium» под руководством Дениса Голубева.