Условия комфорта в читальных залах РГБ. Подробнее


Магазин в третьем подъезде работает по летнему графику. Подробнее


Читальные залы отдела изоизданий и Центрального основного фонда временно закрыты. Подробнее


Также временно не работает кофейня в третьем подъезде.

Спросите библиотекаря

Концерт-лекция «Цветущая сложность: от барокко к классике»

Российская государственная библиотека и Церковно-общественный совет при Патриархе Московском и всея Руси по развитию русского церковного пения при поддержке Московского филиала Всероссийского хорового общества приглашают на вторую встречу цикла концертов-лекций «Духовная музыка в Доме Пашкова: Звучание красоты и образы русской культуры».


Винсент Нойман. Апофеоз Александра I — аллегория на восшествие его на престол. Около 1805
Источник: Государственный Эрмитаж

На второй лекции рассмотрят кардинальную смену принципов русской эстетики в связи с событиями середины XVII века — петровскими реформами и созданием нового проекта государства Российского на манер западноевропейских стран, представят принципиальные отличия двух основных стилей в искусстве — барокко и классицизма.

Со времён раскола и реформ патриарха Никона всё чаще принципы восточнохристианской эстетики совмещались с формами европейской культуры. В музыке знаменное пение отступило перед партесным стилем, яркими авторами которого были Николай Дилецкий и Василий Титов. Творчество последних вполне может быть охарактеризовано как русское барокко — и сообразно эпохе, и по общему складу этого стиля, для которого характерны яркое выражение эмоций и чувственности, направленность на впечатление слушателя или зрителя.

В визуальных формах это нашло выражение в петровском барокко: серии портретов членов Всешутейшего собора, работах Ивана Никитина, ансамбле загородной резиденции Петергоф, а главное — стремительной секуляризации духовного искусства. Сообразно стилю барокко светское и церковное меняется местами, святые приобретают черты реальных людей, а люди изображаются как святые.


Владимир Боровиковский. Портрет Елены Александровны Нарышкиной. 1799. Фрагмент
Источник: Государственная Третьяковская галерея

Это карнавальное напряжение барочного искусства постепенно нормализуется введением единых стандартов, правил и канонов академического искусства, заимствованных в академиях Франции и Италии — классицизма. Целые плеяды русских мастеров воспитываются приглашенными иностранцами — музыкантом Джузеппе Сарти, архитектором Франческо Растрелли, художниками Луи Караваком и Пьетро Гонзаго.

Образование на европейский манер приносит плоды, и русское искусство встаёт вровень с европейским, что видно в трудах композиторов Степана Дегтярёва и Артемия Веделя, архитекторов Саввы Чевакинского и Василия Баженова, живописцев Антона Лосенко, Дмитрия Левицкого, Владимира Боровиковского. Однако процесс академической стандартизации, коснувшись всех проявлений национального искусства, окончательно лишил их национального, заменив классицистическим. Эпоха XVII—XVIII веков ознаменовалась полным отрывом отечественного искусства от собственных корней, что ставило для XIX века задачу возвращения к ним.

В концерте прозвучат произведения Николая Дилецкого, Василия Титова, Степана Дегтярёва и Артемия Веделя в исполнении молодёжного хора Научно-творческого центра церковной музыки Московской государственной консерватории имени П. И. Чайковского.

 

Художественный руководитель — народный артист РФ, профессор Лев Конторович.
Дирижёр — Вячеслав Половянов.
Ведущий концерта — Сергей Кругликов, кандидат философских наук, искусствовед, автор канала о визуальной культуре «Таким Образом».


Регистрация

Во время посещения данного сайта на Ваш компьютер, телефон или иное устройство могут быть временно загружены файлы Cookie — небольшие фрагменты данных, обеспечивающие более эффективную работу сайта. Продолжая использование данного сайта, вы соглашаетесь с приёмом файлов cookie.
Подтверждаю ознакомление и согласие
Пройдите регистрацию, чтобы заказывать книги РГБ из дома и сократить ожидание!
Зарегистрироваться