Третьи «Юргенсоновские чтения» в РГБ
28—29 ноября в Российской государственной библиотеке прошла Третья Всероссийская научно-практическая конференция «Юргенсоновские чтения» .
Конференция была основана по инициативе РГБ в 2017 году в рамках ассамблей, посвящённых юбилейным датам одного из выдающихся русских нотоиздателей второй половины XIX — начала ХХ века Петра Ивановича Юргенсона. Она была поддержана Секцией музыкальных библиотек РБА и Благотворительным «Фондом П. Юргенсона». Конференция стала первым мероприятием в России, направленным конкретно на изучение нотоиздательского дела.
Предыдущие конференции 2017—2018 годов показали огромный интерес к предложенной теме со стороны специалистов главных библиотек, музеев, архивов, где хранятся ноты — Российской национальной библиотеки (РНБ), Научных библиотек Московской, Санкт-Петербургской и Новосибирской консерваторий, Российского национального музея музыки (РНММ), Библиотеки радиостанции «Орфей» и других. Конференция нашла поддержку также со стороны Российского университета дружбы народов, Академии имени Маймонида, Московского музыкального общества, Московского педагогического государственного университета, потомков купцов-предпринимателей и меценатов. В этом году к участникам конференции присоединились специалисты из Музея-панорамы «Бородинская битва», Российского национального музея музыки, студенты музыкального факультета Российской специализированной академии искусств, Саратовской государственной юридической академии.
Открывая конференцию, Мария Евгеньевна Ермакова, начальник управления специализированных отделов, отметила, что мало (или недостаточно) разработанная история нотоиздательства в России находится в едином русле вопросов развития русской книжной культуры, поэтому конференция, направленная на изучение такого специфического документа, как ноты, очень актуальна и своевременна, особенно с точки зрения темы книжных памятников.
Каждый раз «Юргенсоновские чтения» посвящены тому или иному издателю. 2019 год стал юбилейным для музыкального магазина Василия Бесселя, открытого им в Петербурге 150 лет назад. Традиционно РГБ подготовила специальную наглядную полиграфическую продукцию на основе фонда отдела нотных изданий и звукозаписей — перекидной календарь и набор подарочных открыток по изданиям В. Бесселя. Ожидается также выход сборника по материалам конференции и публикация статей в профессиональном журнале РГБ «Обсерватория культуры».
На участие в конференции подали заявки 43 человека, из них — 18 с докладами.
Насыщенная программа продемонстрировала разные аспекты издательского дела: речь шла о нотах издательства «Бессель и Ко» в фонде РГБ и электронной коллекции в НЭБ, об учебно-методических изданиях Василия Бесселя в вузовской библиотеке, о взаимоотношениях нотного издателя с русскими композиторами (Антоном Рубинштейном и Петром Чайковским), с Петром Юргенсоном. Был представлен рукописный документальный материал, связанный с издательством Бесселя, хранящийся в РНММ.
Неожиданным сюрпризом стало письмо, полученное накануне конференции от преподавателя Пармского университета Полины Гельфрейх, являющейся правнучкой Василия Бесселя по отцовской линии. Полина Гельфрейх написала, что случайно в Интернете увидела информацию о проходящей в РГБ выставке «В. Бессель и Ко. К 150-летию со дня открытия музыкального магазина и нотопечатни» и очень сожалеет, что не может её посетить, но готова выслать копии некоторых архивных семейных фотографий для экспозиции.
Другим интересным фактом стала заявка на выступление на конференции от праправнучки известного в свое время протоиерея Михаила Виноградова, издававшего свои сочинения у Петра Юргенсона.
Участники конференции не только познакомились с воспоминаниями о замечательном композиторе, чьи произведения до наших дней звучат в храмах, но и послушали в исполнении Мужского хора под управлением иеромонаха Амвросия (Носова) песнопение Михаила Виноградова «В память вечную...» в записи 2009 года.
Часть докладов была так или иначе связана с именем Петра Ивановича Юргенсона: его издательскими каталогами, учебно-педагогическими изданиями. Впервые был продемонстрирован проект виртуального восстановления архитектурного комплекса нотопечатни Петра Юргенсона, главных и подсобных помещений, склада нот и нотных досок.
Большой интерес вызвали сообщения, в которых рассматривались сложные вопросы авторского права композиторов и издателей, являющиеся острыми и сегодня.
Особый блок составили выступления, посвящённые вопросам, напрямую не относящимся непосредственно к процессу нотоиздательства, но поднимающим не менее важные проблемы, связанные с взаимоотношениями издателя и его сотрудников, с их судьбами.
Разговор шёл об издательских пристрастиях, следующих за вкусами публики. Рассматривались издания начала XIX века, требующие глубокого изучения и дополнительных источниковедческих поисков.
Прозвучала также тема следующей конференции, которая будет посвящена издательской деятельности Митрофана Беляева. С его издательскими каталогами сейчас работает нотно-музыкальный отдел РГБ.
Все выступления прошли на высоком профессиональном уровне и в доброжелательной и деловой атмосфере.