Хрустальные переливы хоросов и паникадил в тишине читальных залов
На сайте Российской государственной библиотеки продолжается цикл публикаций «Экскурсоводы Ленинки рассказывают» . Сегодня главный библиотекарь Центра по исследованию проблем развития библиотек в информационном обществе РГБ Юлия Алиева знакомит читателей с такими элементами интерьеров Дома Пашкова и третьего читального зала, как хрустальные люстры, бра, настенные светильники русского барочного стиля.
Читальные залы Российской государственной библиотеки — удивительный мир царственной тишины и красоты убранства. Всего в библиотеке сейчас 34 читальных зала, большая часть которых находится в комплексе главного здания.
У каждого зала своя направленность, собственное имя, творцы, архитектурные изыски. В рамках тематических экскурсий сотрудники библиотеки рассказывают об исчезнувших и переименованных аудиториях (зал марксизма-ленинизма, зал детской и юношеской литературы, зал листов, кабинет истории), вспоминают имена деятелей истории и культуры, сообщают факты и забавные курьёзы из жизни библиотеки. Днём атмосфера читальных залов консервативна, строга, нарушать творческий процесс исследователей недозволительно, поэтому экскурсии по читальным залам проводятся для публики с временны́ми ограничениями и, в отличие от демократичных обзорных экскурсий , носят камерный, элитарный характер. Залы библиотеки удивительны, история каждого из них впечатляет.
Самая радушная и немного шумная — ночная экскурсия в третий читальный зал. Легендарный зал воспет в кино, в блогах и постах посетителей. Комплекс главного здания библиотеки из шести корпусов отвечал требованиям руководства страны: создать сооружение нового типа, созвучное эпохе и её задачам, при этом не вступать в противоречие с существующим архитектурным шедевром, изящным Домом Пашкова. В интерьерах нового здания оживает история Румянцевского музея, его попечителей, директоров, служителей, меценатов, читателей.
Третий читальный зал воспринимается как венец архитектурного наследия разных эпох. Его интерьеры перекликаются с легендарным Домом Пашкова, люстры — один из элементов богатого декора — служат наглядным напоминанием о красивейшем зале отдела рукописей, Румянцевском зале. Двенадцать трёхъярусных люстр с металлическими прутьями-ветвями очень тонкого филигранного рисунка создают неповторимую атмосферу торжественности и подчёркивают статус самого большого читального зала Европы.
Каждая люстра состоит примерно из восьмисот элементов, снабжена грузоподъёмным механизмом и особыми белыми узкими плафонами с нанесёнными изображениями колосков пшеницы. Четыреста плафонов люстр-хоросов одного рисунка (прежде было по сто плафонов на четыре вида рисунка) освещают зал таким образом, что вошедшие впервые гости вскрикивают от восторга. Хоросы — храмовые светильники с особым статусом, символизирующие древо жизни; третий зал — храм читателя и книги.
Осветительные приборы Дома Пашкова — не ровесники здания, они созданы позднее, однако напоминают о рубеже XVII—XVIII веков, времени появления «волшебного замка» на Ваганьковском холме. В этот период в домах аристократических кругов существовала мода на светильники типа «паникадило» (многосвечник), богато украшенные шёлковыми кистями, жемчугом или драгоценными камнями. Они крепились преимущественно на цепях, или «вожжах», обтягивались алым бархатом.
Несколько позже, в первой четверти XVIII века, в России начнётся производство хрустальных люстр. Главное хрустальное убранство Дома Пашкова — центральная люстра, две малые, а также настенные светильники, размещённые в двухуровневом бальном зале, — составляют единый комплект. Они были изготовлены в 1910 году в рамках финансирования государством двух проектов:
- реставрации и подготовки Румянцевского музея к пятидесятилетнему юбилею со дня открытия и масштабному празднеству трёхсотлетия дома Романовых;
-
завершения работ по строительству Музея изящных искусств (ныне ГМИИ имени Пушкина), инициированного Иваном Владимировичем Цветаевым, который занимал в 1901—1910 годах пост директора Румянцевского музея
.
Хрустальные люстры, бра, настенные светильники русского барочного стиля, выполненные в виде хоросов и паникадил, в соответствии с традициями обустройства аристократических домов середины XVIII века, великолепно сочетаются с современными интерьерами главной библиотеки страны. Они хранят в своих хрустальных переливах таинство тишины читальных залов, причудливо соединяя в стенах первого из зданий библиотеки — дворца Петра Пашкова — инициативу московских властей и историю становления нового государства.