Вспоминая Ивана Цветаева
Экскурсоводы Ленинки рассказывают
На сайте Российской государственной библиотеки продолжается цикл публикаций «Экскурсоводы Ленинки рассказывают» . Сегодня мы предлагаем вашему вниманию рассказ главного библиотекаря Центра по исследованию проблем развития библиотек в информационном обществе РГБ Юлии Алиевой об Иване Цветаеве — искусствоведе, профессоре Московского университета, директоре Румянцевского музея.
Иван Владимирович Цветаев — русский учёный, специалист в области античной истории, эпиграфики и искусства, отец Марины и Анастасии Цветаевых — родился 4 (17) мая 1847 года. Его имя возвратилось из небытия почти одновременно с именем поэта Марины Цветаевой. Прежде Ивана Цветаева старались не упоминать.
В мае 1881 года Цветаев начал почти тридцатилетнюю службу в Московском публичном и Румянцевском музее в должности хранителя этнографического отделения. Затем он работал хранителем отделения изящных искусств и классических древностей и, наконец, директором музея. Иван Владимирович Цветаев был действительным членом Петербургской Академии художеств, членом-корреспондентом Российской Академии наук, почётным членом Болонского университета, профессором Московского, Киевского, Варшавского университетов, основателем и первым директором Музея изящных искусств. Он был награждён орденами Св. Анны II степени, Св. Владимира III степени, Св. Станислава III, II, I степени, памятными медалями. Король Италии пожаловал Цветаеву Кавалерский крест ордена Итальянской короны, он был награждён также орденом Прусской короны II степени.
Больше тридцати лет штат служащих музея состоял из 17 человек. В библиотеке, в которую с 1866 года поступали обязательные экземпляры всех издаваемых в стране книг, работали четыре человека. Не хватало людей для инвентаризации поступлений, образовывались залежи неописанных книг. В музеях не было денег для командировок, для печатания каталогов, отчётов, в библиотеке «пришлось установить очередь допущения в читальный зал...» . Возникла очевидная необходимость разделения на два самостоятельных учреждения: библиотеку и музей.
При Иване Владимировиче Цветаеве были проведены строительные работы по обновлению здания Музея: переустроено отопление, выстроены отдельные корпуса для квартир и для казарм служителей, сделаны несгораемые перекрытия.
Иван Владимирович располагал к себе многих. «Это прирожденный министр финансов... так искусно добывать деньги из совершенно неожиданных источников... да ещё настраивать дающих деньги к благодарности... за то, что он деньги от них получал, это никакому графу Витте никогда не удастся», — говорил профессор Московского университета историк Любавский. Все свои свободные деньги Иван Владимирович также отдал на музей, а сына Андрея привёл в ужас просьбой дать адрес портного, который мог бы перелицевать костюм: «Да проще новый купить! — Это вам проще...».
В 1907 году Иван Цветаев активно участвовал в создании проекта нового здания картинной галереи Румянцевского музея. Совместно с архитектором Клейном схематически разработал план расширения корпуса по всему свободному участку земли Музея. Речь шла о строительстве помещения для публичной библиотеки. Просил денег, тысяч 350—400. Но эти начинания не нашли поддержки, здание так и не было построено.
Несмотря на трудности существования Московского публичного и Румянцевского музея, значение их было велико. В Третьяковской галерее копировать картины не разрешалось. Поэтому профессора училища живописи рекомендовали студентам копировать картины мастеров, представленных в Румянцевском музее. В картинной галерее музея находилось полотно «Явление Мессии» («Явление Христа народу») Александра Иванова и более 50 альбомов художника.
В 1909 году, благодаря радениям Цветаева, Московское архитектурное общество объявило конкурс проекта двух новых зданий. Проектировался корпус читального зала на 400 посетителей с помещением для подручной библиотеки, раздевальни, уборной, курительной комнаты и канцелярии, а также корпус Картинной галереи площадью 772 сажени — в ней должна была размещаться отдельная «Ивановская зала».
Главным условием конкурса было сохранение архитектурно-исторического наследия: нельзя снести или сломать ворота, ограду, главный дом Московского публичного и Румянцевского музея. В ноябре 1909 года Московское архитектурное общество известило музеи о готовности представить на обсуждение публики восемь проектов. Однако критика проектов в газетах была откровенно язвительной. Цветаев читал и, конечно, переживал.
Сложность управления Румянцевским музеем в сочетании со злой волей министра народного просвещения Александра Николаевича Шварца привела к тому, что последние годы жизни Цветаева были наполнены большими неприятностями, ускорившими его смерть. Шварц не мог примириться с тем, что Цветаев стоял во главе строящегося музея и был одновременно директором Румянцевского музея. Он возбудил уголовное дело против Цветаева из-за кражи гравюр . В январе 1909 года исчезнувшие гравюры появились в букинистических магазинах. Шварц выдвинув против Цветаева обвинение в «нерадении по службе» и уволил его после 28 лет службы, не дожидаясь решения Сената, без пенсии. В письме министру народного просвещения Российской империи Льву Аристидовичу Кассо Иван Владимирович писал: «Обида, причинённая мне А. Н. Шварцем, меня разорила и подвергла публичному бесчестью».
Министр учредил 5 ревизий, проигнорировав факт, что фонды музея приросли личными библиотеками, картинами, гравюрами, этнографическими, нумизматическими коллекциями именно в период служения Цветаева на посту директора музеев. Трижды Сенат рассматривал дело, доказательства обвинения были признаны недостаточными.
В том же году произошла ещё одна неприятность: друг дочерей Цветаева, сын известного московского педагога Поливанова, поэт Эллис (Лев Львович Кобылинский) вырезал из библиотечных книг страницы. История негативно повлияла на репутацию Цветаева, хотя Эллис был оправдан присяжными .
30 августа (12 сентября) 1913 года Иван Владимирович Цветаев скончался.
Василий Васильевич Розанов, бывший в своё время студентом профессора Цветаева, в некрологе писал о его внешней заурядности, но отдавал дань утончённости и глубине его познаний:
«... Иван Владимирович Цветаев ..., безвидный неповоротливый профессор Московского университета, который совершенно обратно своей наружности являл внутри себя деятельность, несокрушимую энергию и настойчивость, необозримые знания самого трудного и утончённого характера. Цветаев — великое имя в древнеиталийской эпиграфике (надписи на камне) и создатель Московского Музея Изящных Искусств....».