Вспоминая Булгакова.
Из истории иллюстраций к роману «Мастер и Маргарита»
Экскурсоводы Ленинки рассказывают
Российская государственная библиотека продолжает цикл публикаций «Экскурсоводы Ленинки рассказывают» . Сегодня, в день рождения Михаила Булгакова, вместе с главным библиотекарем Центра по исследованию проблем развития библиотек в информационном обществе РГБ Юлией Алиевой поговорим об иллюстрациях к бессмертному роману писателя.
15 мая 1891 года родился русский писатель Михаил Афанасьевич Булгаков. Вспоминая писателя, слегка приподнимем завесу московского периода, который начинается в 1921 году. В это время Булгаков приезжает после мытарств и скитаний в Москву из Киева, «без денег и вещей, чтобы остаться здесь навсегда».
Пропуская жизненные перипетии Михаила Афанасьевича, перенесёмся в 1936 год, во времена его работы в Большом театре в качестве переводчика и либреттиста и начала крепкой дружбы с Меликом — дирижёром театра Александром Шамильевичем Мелик-Пашаевым.
По воспоминаниям последней супруги писателя Елены Сергеевны Булгаковой (Шиловской), Мелик был душой вечеринок и главным участником квартирников — прослушиваний пьес и сочинений Михаила Афанасьевича. Его реакция была очень важна для ранимого и мнительного Булгакова — Мелик окружал писателя искренней дружбой в трудные минуты отчаяния и депрессий, а его бурный армянский темперамент поднимал дух.
В последние годы жизни Михаила Афанасьевича гостей в доме поубавилось, Булгакову нездоровилось, приходили только близкие друзья, среди которых был Мелик. Старый друг не забудет гостеприимный дом и после смерти писателя, поддерживая вдову. В 1962 году великий дирижёр будет неожиданно уволен из Большого театра: остановившись перед репертуарным списком на следующий месяц, не увидит там своё имя. Спустя два года, 18 июня 1964 года, его не станет.
Великий роман «Мастер и Маргарита», создание которого относится к московскому периоду жизни Булгакова, связан с Российской государственной библиотекой сюжетной линией и архивом творческого наследия писателя. Архив с черновиками романа был передан его вдовой в библиотеку, черновики романа были опубликованы издательством «Пашков Дом» .
Споры и обсуждения ценителями творчества Михаила Афанасьевича, достоинств и недостатков романа, продолжаются и в наши дни. Это одна из самых известных книг писателя: таинственная, мистическая, загадочная, не потерявшая своей актуальности. Роман затягивает читателя с первых страниц, состоит из нескольких сюжетных линий: любовной линии Мастера и Маргариты, религиозно-философской линии Понтия Пилата, мистико-сатирического образа Воланда и его свиты. Единство трёх миров — ведущий стержень романа.
Официальная история знакомства читателей с романом началась с его публикации в журнале «Москва» в номерах 11/1966 и 1/1967. Это пришлось на период «оттепели». Первая публикация романа сопровождалась двумя предисловиями — Константина Симонова и Абрама Вулиса. Произведение становится сакральным романом российской интеллигенции, тайным кодом, по которому узнают «своего». Организуется паломничество в квартиру 50 на Большой Садовой улице, 10, в Москве, где действительно жил писатель в 1921—1924 годах и которая, возможно, послужила прообразом «нехорошей квартиры» 50 на Садовой, 302-бис, пятый этаж, где происходит действие романа.
Зачитанные до дыр экземпляры журнала продолжают вызывать интерес у экскурсионных групп. Сотрудники отдела хранения рассказывают историю появления публикации, историю выдачи журнала в читальные залы — журнал пользовался повышенным спросом, тираж был ограничен и посетители переписывали в читальных залах роман от руки.
Первые иллюстрации к роману «Мастер и Маргарита» успела увидеть и одобрить вдова писателя. Художник Александр Александрович Мелик-Пашаев — сын великого дирижёра и друга писателя, выполнил серию рисунков, когда ему было 17 лет, прочитав роман ещё до его публикации. Елена Сергеевна неоднократно приносила рукопись в семью Мелик-Пашаевых. Александр был настолько увлечён романом, что знал его почти наизусть. Впечатления от прочитанного художником выражены остро и содержательно: белой гуашью по чёрному фону — борьба тьмы и света, аналогично сюжетной линии в романе.
Несколько позже, после первой публикации «Мастера и Маргариты», иллюстрации к роману нарисовала Надя Рушева, которой тоже было всего семнадцать лет.