Архитектор и вольнодумец. История одной дружбы
С верхнего этажа Дома Пашкова видны купола Храма Христа Спасителя. Он был построен в XIX веке, в 1931 году его разрушили, а в 1990-х — восстановили на прежнем месте. История главного храма России совсем не так проста. Первый его проект принадлежит Александру Витбергу. Кто такой Витберг? Что он придумал? Почему не осуществил? Ответы на эти вопросы в фондах Ленинки искала Мария Говтвань.
Карл Магнус Витберг родился в 1787 году в Санкт-Петербурге. Он был был сыном шведского дворянина, Лоренца (по-русски — Лаврентия) Витберга, переехавшего в Россию. Карл поступил в Академию художеств и стал живописцем. Талант художника был хорошо заметен, однако архитектура привлекала его гораздо больше.
В 1812 году, когда Наполеон был изгнан из России, Александр I решил воздвигуть храм в честь победы в Отечественной войне. Многие архитекторы были привлечены к осуществлению этой идеи. Свои силы решил попробовать и Витберг: «Россия, мощное, обширное государство, столь сильно явившееся в мире, не имеет ни одного памятника, который был бы соответствен ея высоте. Я желал, чтобы этот памятник был таков».
Витберг не был архитектором, он был художником, но идея храма захватила его полностью, он в буквальном смысле сворачивал горы, чтобы постичь архитектурную науку. «Говоря, что я не знаю архитектуры, моя внутренняя мысль возражала мне: но кто же мешает тебе знать ее? Ибо чего не знал сегодня, то могу знать завтра, — читаем в „Записках академика Витберга“ . — Само собой разумеется, что первые произведения были смешные уроды, но это не пугало меня. Воля была сильна, жива, но труд чрезвычайный. Я взялся за архитектурные книги, чтобы правилам науки подчинить свои мысли. Советоваться было не с кем».
Император Александр I лично изучил все проекты и обратил внимание на абсолютно нетиповой и символический храм Витберга. Вызвав его для аудиенции и подробно распросив о деталях и смысле каждой, произнёс:
«Я чрезвычайно доволен вашим проектом. Вы отгадали моё желание, удовлетворили моей мысли об этом храме... И вот я рассматривал до 20 проектов, в числе которых есть весьма хорошие, но все вещи самые обыкновенные. Вы же заставили камни говорить».
Александр I желал, чтобы все наружные формы нового главного храма России были отпечатком внутренней идеи. Проект Витберга полностью совпал с желанием императора.
«Я вообразил себе Творца точкою. Назвав её единицею, Богом, поставил циркуль и очертил круг, коего центр эта точка; эту периферию назвал множественностью-творением. Итак, я имел единицу и множественность, Творца и творение. Как эта точка может соединяться с перифериею? Наблюдая за черчением я видел, что расходящиеся ножки циркуля делают прямую линию, коих бесконечное множество составляют круг и которые все, пересекаясь в центре, составляют кресты; а следственно крестом соединяется с Творцом природа. Таким образом, я получил три формы: линию, крест и круг, составляющие одну таинственную фигуру, совершенно успокоившую меня; и с этой минуты я постиг сию тайну».
Строить храм было решено на Воробьёвых горах. Император называл это место «короною Москвы».
За основу своей идеи Витберг взял слова Святого Писания о том, что человек сам является храмом и состоит из трёх начал: тела, души и духа. Храм в проекте Витберга тоже имел тройственный вид.
Первым уровнем был нижний храм, телесный, он посвящался Рождеству. По форме нижний храм был прямоугольным, напоминал гроб, в который кладут тело. Он примыкал к земле и углублялся в гору, которая сама и превращалась в нижнюю часть храма. Света там практически не было.
Второй уровень олицетворял душу. С нижним храмом он соединялся большими лестницами. Средний храм был посвящён Преображению, имел форму креста — как человек с воздетыми руками. В нём были и свет, и тень.
Третий, верхний храм, проектировался в форме круга, купола. Он был ярко освещён и символизировал вечность, бесконечность духа.
Эта глубокая, возвышенная и в чём-то мистическая идея храма, где первый уровень был линией, второй — пересечением линий как соединением человеческого и божественного, а третий представлял собой чистый круг, и стала главной. А архитектор настолько вжился в проект, что принял православие и имя Александр — в честь императора Александра I.
Император живо участвовал в проекте, он хотел, чтобы Витберг вёл всё строительство и заведовал всеми делами. Витберг согласился. Собственно, это и погубило архитектора.
Витберг был человеком творческим, доверчивым, лишённым деловой хватки, у него не было опыта руководства даже менее грандиозными проектами. Строительство затянулось, а когда в 1825 году на престол взошёл Николай I, и вовсе остановилось. Витберга обвинили в растратах, судили, конфисковали всё имущество и сослали в Вятку.
Мы могли бы больше ничего не узнать о жизни опального архитектора, но именно в то же время в Вятку был сослан 23-летний Александр Герцен — «за вольнодумство». В ссылке Витберг и Герцен подружились. Этой дружбе есть множество документальных подтверждений — в романе «Былое и думы» Герцен посвятил Витбергу целую главу, но ещё он записал со слов Витберга всю историю постройки храма!
Читая «Записки академика Витберга» в журнале «Русская старина» за 1872 год, мы видим, что Герцен не просто законспектировал то, что говорил ему Витберг. Он сделал рассказ художественным, настоящим. Жаль только, что эта история обрывается — тяжкой полосы жизни Витберга там нет.
«Среди этих уродливых и сальных, мелких и отвратительных лиц и сцен, дел и заголовок, в этой канцелярской раме и приказной обстановке, вспоминаются мне печальные, благородные черты художника, задавленного правительством с холодной и бесчувственной жестокостью», — пишет Александр Иванович в своём романе «Былое и думы». Тот портрет архитектора, который рисует Герцен, не может не вызывать у читателя уважения и сочувствия.
«Близость с Витбергом была мне большим облегчением в Вятке. Серьёзная ясность и некоторая торжественность в манерах придавали ему что-то духовное. Он был очень чистых нравов и вообще скорее склонялся к аскетизму, чем к наслаждениям; но его строгость ничего не отнимала от роскоши и богатства его артистической натуры».
Герцен называл Витберга удивительным человеком — всю жизнь работать над своим проектом, не верить, что его не будут строить и, даже будучи в ссылке, продолжать придумывать и чертить архитектурные наброски!
Как выяснилось, работал художник не зря. При Николае существовало строгое положение о том, каким должен быть храм, отступать от утверждённых правил было запрещено. Однако когда речь зашла о новом соборе в Вятке, вятское купечество выступило со своим проектом городского храма, отличавшегося от принятого. Надо ли говорить, что автором был Витберг?
У Герцена читаем:
«Николай, увидев будущую вятскую церковь, удивился:
— Кто делал этот проект? — спросил он статс-секретаря.
— Витберг, ваше высочество.
— Как, тот Витберг?
— Тот самый, ваше высочество».
После этого Витбергу вышло высочайшее разрешение возвратиться из ссылки в Петербург или Москву. До отъезда он успел поучаствовать в торжественной закладке нового Александро-Невского храма в Вятке в 1839 году. Герцен же покинул Вятку ещё в декабре 1837 года.
Очевидцы рассказывали, что во время церемонии Витберг рыдал. «Кто объяснит нам глубокое и горькое значение этих слёз? Что совершалось с Витбергом в эти мгновения? Пред очами души его не проносилась ли другая закладка, при иной обстановке, в присутствии царей и сонма царственных особ, пред лицем всей Москвы живой и каменной, пред лицем лучших представителей войск, едва возвратившихся с пути мировых побед...», — писал управляющий делами Вятской публичной библиотеки, создатель Вятского публичного музеума Пётр Владимирович Алабин в работе «Александро-Невский собор в Вятке» , опубликованной в газете «Вятские губернские ведомости» в 1864 году.
К сожалению, сам архитектор не увидел своего храма — он умер на девять лет раньше, чем закончилось строительство. К ещё большему сожалению, не увидели его и мы — в 1937 году собор был взорван большевиками. Остались только фотографии. До наших же дней в Вятке — теперь Кирове — сохранился парадный портал Александровского городского сада и решётка ограды, которые проектировал Витберг.
Жизнь архитектора закончилась драматически. Александр Герцен последний раз видел его в 1846 году, тот был сломлен и в полном отчаяньи. «Если б не семья, не дети, я вырвался бы из России и пошёл бы по миру; с моим владимирским крестом на шее спокойно протягивал бы я прохожим руку, которую жал император Александр, рассказывая им мой проект и судьбу художника в России», — сказал ему Витберг.
«Судьбу твою, мученик, узнают в Европе: я тебе за это отвечаю», — думал Герцен. Слова свои он исполнил.
Часто бывает так, что чтение одной книги пробуждает интерес к сюжету, к персонажам, ведёт к другому изданию, страницы книг отсылают друг к другу, переплетая события и судьбы. Именно так, начав с чтения книг по истории Храма Христа Спасителя, мы по множеству мостиков пришли к судьбе Александра Герцена, увидели жизнь первого архитектора храма глазами его друга — умного, проницательного и искреннего.
Если вы пройдёте вдоль фасада здания Российской государственной библиотеки, то увидите бронзовые бюсты разных учёных, мыслителей и писателей. Есть там и Александр Иванович Герцен. Мыслитель. Писатель. Друг.
Прочитать упоминающиеся в тексте книги вы можете в электронной библиотеке РГБ:
- Е. А.Тихомиров. Храм Христа Спасителя в Москве. 1882
- Описание храма во имя Христа Спасителя в Москве: путеводитель для посещающих в настоящее время храм Христа Спасителя. 1882
- В. С. Марков. Кафедральный во имя Христа Спасителя собор в Москве. 1914
- В. А. Ашик. Памятники и медали в память боевых подвигов русской армии в войнах 1812, 1813 и 1814 годов и в память императора Александра I. 1913
- Ф. И. Рычин. Путеводитель по Московской святыне. 1887
- А. Н. Веселовский. Герцен-писатель. 1909
- А. И. Герцен, Полное собрание сочинений и писем. В 8 томах
- А. И. Герцен. Былое и думы