В РГБ прошла лекция «Современное искусство Йемена»
В Центре восточной литературы 14 сентября состоялась лекция специалиста по искусству и культуре Ближнего Востока, приглашённого преподавателя Школы востоковедения Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики» Анны Моисеевой.
Искусство Йемена насчитывает чуть более 50 лет, а потому его можно назвать полностью современным. Тем не менее за такой короткий промежуток времени в мировом художественном сообществе стали известны художники Йемена, работающие в разных направлениях и техниках.
Анна Моисеева отметила, что вплоть до середины XX века в Йемене не существовало художественной традиции. Например, в отличие от искусства Османской империи там нельзя было найти миниатюры. Родоначальником йеменского стиля живописи стал Хашим Али Абдалла (1945–2009). Современных художников восхищает то, как Хашим Али умел передать настроение картины с помощью цветовых экспериментов в композиции.
Лектор также подчеркнула, что в Йемене мастера живописи чувствуют себя свободными в использовании различных техник рисования, а потому выделить особый почерк конкретного художника практически невозможно.
Примечательно, что в конце XX века художники из Йемена приезжали в СССР обучаться в художественное училище имени В. И. Сурикова. В то же время в Адене существовал советский культурный центр, где народу Йемена рассказывали о русской культуре. Поэтому можно говорить о том, что йеменская живопись имеет русскую основу.
Анна отметила, что современные художники также используют живопись для того, чтобы обратить внимание мировой общественности на внутренние конфликты в Йемене. С этой целью они пишут как картины, так и плакаты. А художница Саба Джаллас открыла ещё одно направление йеменского современного искусства: она на фотографиях взрывов придает задымлениям мирные фигуры — птиц, лиц, людей.
В заключение Анна Моисеева подчеркнула, что, хотя в Йемене пока не открыта художественная галерея, но интернет и социальные сети дают отличную возможность художникам демонстрировать свои работы и привлекать к ним внимание мирового художественного сообщества.