Саломея — культурный феномен литературы и искусства
На сайте Российской государственной библиотеки продолжается цикл публикаций «Экскурсоводы Ленинки рассказывают» . Новый рассказ Юлии Алиевой посвящён Саломее — обольстительной танцовщице, царевне иудейской, «la femme fatale», статуя которой присутствует и в стенах Дома Пашкова.
«Пляши, Саломея, пляши!»
Твои ноги легки и крылаты.
Целуй ты уста без души —
Но близок твой час расплаты!
Саломея — царевна иудейской династии Иродиадов, биографические сведения о которой отличаются множеством разночтений. Впервые её имя упоминается историком Иосифом Флавием в сочинении «Иудейские древности» (I век). Объёмный труд из двадцати книг на греческом языке выступает светским пересказом Ветхого Завета. В семнадцатой книге автор повествует о девушке по имени Саломея и о пройденном ею земном пути — дважды замужем, познала радость материнства, царица Халкиды и Малой Армении.
В другом семитомном труде Иосифа Флавия «Иудейская война» Саломея лаконично упоминается в связи с казнью безымянного пророка. Кровавый сюжет со временем оброс множеством художественных подробностей. Библейская легенда об иудейской царевне нашла отражение в мировой живописи, скульптуре, литературе, в оперном искусстве и театральных постановках. Популяризации образа способствовала опубликованная в 1893 году (написана в 1891 году) во Франции драма «Саломея» англо-ирландского драматурга Оскара Уайльда (1854—1900) и иллюстрации английского художника-графиста Обри Бердслея (1872—1898).
В начале XX века о премьере оперы «Саломея» Рихарда Штрауса (1864—1949), написанной на текст Уайльда, восхищённо отзывался музыкальный критик Эрнст Дечи (1870—1941): «Ничего более сатанинского и художественного на немецкой сцене не случалось». Новый тип женского персонажа «la femme fatale» (франц. «роковая женщина») олицетворял собой неодолимую притягательность хищного женского начала и губительную власть разрушительных страстей.
Смотреть передачу ТК «Культура» «Танец семи покрывал. Библейский сюжет»
В начале XX века в России пьеса Оскара Уайльда (перевод Константина Бальмонта, 1867—1942) попала под запрет отечественной цензуры, и театры не могли включить в репертуар полную версию скандального сочинения. Публике был предложен к просмотру сокращённый вариант театральной постановки под названием «Танец семи покрывал». Красочные, тяжёлые парчовые покрывала, обвивавшие танцовщицу в начале танца, постепенно разматывались и исчезали за театральными портьерами, в конце номера на ней оставалась обильно украшенная рядами цветных бус лёгкая прозрачная ткань. Новаторская постановка вызвала противоречивые отклики театральных критиков и бурные дискуссии в обществе.
«Танец семи покрывал» оказал влияние на развитие отечественной хореографии и балета, положив начало жанру танцевальной пантомимы. В разных постановочных версиях финальный танец Саломеи мог завершиться страстным поцелуем в уста обезглавленного Иоканаана либо динамичной трилогией танцев смерти, крови и ужаса. Красочность зрелищу придавало музыкальное оформление.
Библейская легенда, обработанная Оскаром Уайльдом, была переосмыслена поэтами Серебряного века и послужила поэтической основой стихотворений и художественных переводов Бальмонта, Блока, Гумилёва, Мариенгофа, Ахматовой, Мандельштама и других.
После парижской выставки 1925 года в Европе началось развитие нового стиля ар-деко. Балет «Русский сезон» Сергея Дягилева в 1909 году покорил парижскую публику необычайной пластикой танцоров, яркими декорациями и экзотическими костюмами к «Саломее» (по эскизам Льва Бакста и Александра Бенуа, 1908), вдохновил приверженцев ар-деко на создание новых шедевров, раскрывающих образ в скульптуре, живописи, плакатах, литературе.
В кулуарах Дома Пашкова Саломея представлена скульптурой Екатерины Ивановны Беклемишевой-Прохоровой (творческий псевдоним Мишева, 1866—1912). Талантливая и своеобразная художница, супруга известного скульптора и ректора Императорской академии художеств Владимира Александровича Беклемишева (1861—1919) начала заниматься скульптурой в тридцатилетнем возрасте. Чуждая шаблонности, она создавала самобытные художественные произведения, умела находить и подмечать «необщее» выражение, что свойственно большим художникам. Екатерина Ивановна обладала отзывчивым и добрым сердцем. В страшный голодный 1891 год она организовала благотворительную компанию в Тульской губернии: кормила голодных, лечила больных и собирала пожертвования.
Саломея Беклемишевой была сначала исполнена в гипсе, впоследствии отлита в бронзе (1902). На боковой стороне постамента читается надпись «G. Nisini. Fuse Roma» («Г. Нисини. Отлито в Риме»). История её появления в Доме Пашкова осталась неразгаданной. Авторская копия скульптуры находится в козьмодемьянском Художественно-историческом музее имени А. В. Григорьева.
Прикоснуться к истории и удивительным экспонатам исторического здания РГБ можно на обзорных экскурсиях .