Репортаж об открытии выставки «Карты земель российского Севера: реальность и мифы»
В Ивановском зале Российской государственной библиотеки проходит уникальная выставка. В фокусе экспозиции — героическая и трагическая история исследования Арктики мореплавателями, путешественниками, купцами, научными экспедициями и храбрыми одиночками.
Выставка в Ивановском зале подчёркивает не утилитарную функцию карты, а её красоту. Карты как арт-объект, карты как предмет искусства: рукописные, гравированные, раскрашенные вручную, населённые неведомыми животными, украшенные аллегорическими картушами, они заслуживают самого пристального внимания. Пространство, оформленное дизайнером Эриком Игоревичем Белоусовым, показывает каждую карту как произведение искусства. А мельчайшие детали можно рассмотреть благодаря идее координатора проекта, Анастасии Сергеевны Перевезенцевой: возле самых интересных карт на стенах висят лупы, и увеличительное стекло помогает заметить то, что не видно невооружённым глазом.
Центр экспозиции — айсберг, поднимающийся почти до второго этажа Ивановского зала. На айсберге — Иллюстрированная карта Европейской России, датированная 1896 годом. На карте указаны сведения о промышленности, сельском хозяйстве, народных промыслах и других занятиях населения, этнографии, нанесены памятники культуры. Вся информация представлена в виде рисунков и миниатюрных картин. Её можно разглядеть во всех подробностях, благодаря мультимедийным экранам, расположенным так, чтобы можно было видеть и большую карту, и её фрагменты. Такой же экран даёт возможность полистать атлас экспедиции Врангеля на первом этаже зала.
Жемчужина выставки — «Чертёжная книга Сибири», дающая представление о том, какой была русская картография до Петра I. Это самый ранний отечественный атлас, дошедший до наших дней, созданный в 1701 году. В нём ещё нет параллелей и меридианов, север может находиться внизу, а не вверху, начертание земель составлялось «по дозору», «по скаскам» и «по допросам» служилых людей, местных жителей и путешественников. Среди самых ранних карт в экспозиции — Карта России, Московии и Тартарии Антония Дженкинсона, составленная в 1562 году и опубликованная Авраамом Ортелием в первом печатном атласе мира 1570 года и последующих изданиях, — самая «старшая» из карт страны, представленных на выставке. Очень точная и подробная (для своего времени), она надолго стала образцом показа русского Севера на картах.
Совершенно непостижимо, как в середине просвещённого XIX века, когда исследования Севера уже велись планомерно и научно, могла появиться полностью вымышленная «Карта полярных стран Азиятскаго и Американскаго материков, составленная по показанию ясновидящих князем Алексеем Долгоруким». Победить миф оказалось не так-то просто. И этой карте тоже нашлось место в экспозиции выставки.
«Очень здорово, что помнят о Севере. Я надеюсь, что увеличится количество людей, которые интересуются Севером и Арктикой».
Артур Николаевич Чилингаров, исследователь Арктики и Антарктики, Герой Советского Союза, Герой Российской Федерации, доктор географических наук, первый вице-президент Русского географического общества и президент Государственной полярной академии
Открывая выставку, к гостям обратился Владимир Иванович Гнездилов, исполняющий обязанности генерального директора Российской государственной библиотеки. Он поблагодарил всех сотрудников библиотеки, принимавших участие в подготовке материалов, создателей выставки и спонсоров — компанию «Норникель».
Выставка «Карты земель российского Севера: реальность и мифы» — часть межмузейного проекта «Освоение Севера. Тысяча лет успеха», инициированного компанией «Норникель». В проекте участвуют музеи, архивы и библиотеки девяти регионов России — от Кольского полуострова до Таймыра. Автор и руководитель проекта, Юлия Зораховна Кантор, доктор исторических наук, подчеркнула, что важно было показать не линейную, а сюжетную историю Севера. Мозаика, вторым кусочком которой стала выставка в Российской государственной библиотеке (проект стартовал в Великом Новгороде, а третья его часть готовится к открытию в Санкт-Петербурге), сложится в цельную картину, показывающую тысячелетний русский путь на Север. Такая тема проекта — не случайность. Как сказала на пресс-конференции Лариса Геннадьевна Зелькова, старший вице-президент — руководитель Блока кадровой, социальной политики и связей с общественностью компании: «Норникель — часть уникального результата освоения удивительных северных территорий. Это для нас вызов — вернуть в культурный, исторический оборот тему освоения Арктики».
Наталья Юрьевна Самойленко, заместитель генерального директора РГБ по внешним связям и выставочной деятельности, обратила внимание собравшихся на то, что библиотека впервые показывает карты во всей красе: и как исторический источник, и как художественное произведение. На выставку собрались специалисты и любители; люди, побывавшие в Арктике; и те, кто только по книгам знают, как опасны северные ветра и коварны северные льды. С большим интересом и вниманием собравшиеся выслушали почётных гостей выставки.
«Я начал собирать карты как картины, карты как предмет искусства. Это мир, который очень сильно увлекает».
Андрей Леонидович Кусакин, коллекционер, предоставивший для выставки несколько ценнейших и интереснейших карт
Раиса Яковлевна Неяглова-Колосова, генеральный директор издательства «Паулсен» передала библиотеке новую книгу «Мир на карте». Это единственное в России книжное издательство, специализирующееся на выпуске литературы об Арктике и Антарктике. Первую экскурсию по выставке провела Людмила Николаевна Зинчук, заведующая отделом картографических изданий РГБ, куратор выставки. Это открыло насыщенную программу ставших уже традиционными для выставок в Ивановском зале лекций, экскурсий и презентаций.
Также в пространстве выставки ожидаются выступления авторов книг, публикуемых издательством «Паулсен», знатоков Арктики; кураторские и тематические экскурсии; лекции специалистов. А в декабре 2017 года в пространстве выставки «Карты земель российского Севера: реальность и мифы» будет представлен Национальный Атлас Арктики.
Выставка в Ивановском зале продлится до 12 февраля 2018 года.
ФОТОРЕПОРТАЖ С ОТКРЫТИЯ ВЫСТАВКИ