Николай Рубакин: энциклопедист вне времени и пространства
Хранители Ленинки рассказывают о своих любимых книгах
Цикл рассказов о книгах, хранящихся в основном фонде Российской государственной библиотеки, продолжается знакомством с коллекцией Николая Александровича Рубакина.
Николай Александрович Рубакин (1862—1946) — известный русский библиограф и книговед. Родился в России, в Ораниенбауме. Ещё до революции, в 1907 году, он уехал в Швейцарию, жил и работал в Лозанне и собрал там уникальную библиотеку. Благодаря своему таланту исследователя и систематизатора ему удалось создать самое полное зарубежное собрание русских книг. Рубакину присылали книги из Советского Союза, дарили свои произведения известные писатели, передавали книги на отзывы и рецензии, он сам выписывал новые издания на русском языке.
Хранители РГБ говорят, что Рубакин был «энциклопедистом вне времени и пространства». В его коллекции можно найти всё — словари и энциклопедии, статистические сборники сведений по Российской империи, таблицы и учебные плакаты, книги по социалистическому строительству, художественную литературу, детские книги, альбомы с гравюрами, множество редких изданий: коллекция очень разнообразная, каждая книга имеет свою историю. Почти на каждой есть владельческий знак, экслибрис Николая Рубакина — раскрытая книга на фоне библиотеки.
После смерти знаменитого книголюба его коллекция попала в Российскую государственную библиотеку.
Его сын, Александр Николаевич Рубакин в книге «Рубакин. Лоцман книжного моря» пишет: «В 1948 году в Москву в Государственную библиотеку имени В. И. Ленина была перевезена вся библиотека отца, которую он завещал советскому народу. В Ленинской библиотеке она занимает целых полэтажа книгохранилища и значится под литерами «Фонд Рб» — вся она стоит там целиком как памятник его мысли и творчества. По ней изучают его систему классификации книг и знаний. Все книжные богатства, накопленные отцом, вернулись советскому народу».
Библиотеку Николая Рубакина перевезли в Москву и расставили книги в шкафах и на полках в том же порядке, какой был у владельца. Исключение составила рукописная часть коллекции — её передали в отдел рукописей, часть книг — в Музей книги и в специализированные отделы, а запрещённая литература отправилась в спецхран и только недавно практически вся вернулась оттуда и стала доступна читателям.
Рубакин занимался популяризацией книги и чтения, писал труды по библиопсихологии, собирал книги по всем отраслям знания. Его библиотека в Лозанне была неофициальным культурным представительством новой России за рубежом.
Во время Великой Отечественной войны люди приходили к Николаю Александровичу, он подбирал им книги для чтения с учётом их жизненного опыта, помогал разыскивать адреса их родственников. На полях и форзацах книг многие оставляли записи, передавали информацию, спрашивали о положении дел на фронте. Эту переписку можно сейчас увидеть своими глазами. В одной из книг было найдено письмо Рубакину от читателя. В этой книге оно хранится и до сих пор.
Некоторые книги из коллекции по-настоящему уникальны. О них рассказала хранитель Людмила Никитина. Речь идёт о нелегальной, подпольной литературе первых лет советской власти. Третья часть книг из коллекции Рубакина существует в единственном экземпляре!
Есть книги, которые просто не могли быть изданы в Советском Союзе из-за «антисоветского» содержания или потому, что их авторы считались врагами СССР. Но Николай Александрович беспристрастно собирал разных авторов — в этом и особенность его коллекции. Попав в СССР, книжное собрание подверглось цензуре. Например, одна из книг, «Конь бледный», написанная российским революционером и террористом, участником Белого движения Борисом Савинковым (под псевдонимом В. Ропшин), долгое время находилась в спецхране. «Исповедь агента ГПУ» и другие книги постигла та же участь.
Рубакин работал со своими книгами. В них много помет, дополнений, вклеек и вложений. Есть книги, целиком собранные из газетных вырезок, содержащие подклеенные рецензии, отзывы, мнения.
На полках книгохранилища можно найти и книги, написанные самим Николаем Александровичем. В первую очередь, это трёхтомник «Среди книг», но хранители особо отмечают «Статистические таблицы». Дело в том, что именно Рубакин стоял у истоков инфографики. Он одним из первых стал делать графики наглядными. Ему было важно, чтобы народ читал, но он понимал, что не все читать умеют, а посмотреть на картинку и сравнить данные может каждый. Так появился статистический сборник «Россия в цифрах» с рисунками сравнительной численности крестьянства и служилого сословия, профессионального состава российского населения и многими другими.
«Россию в цифрах» хранители показывают как пример первой инфографики и подчёркивают: Рубакин жил за границей, но и в России его очень ценили. До самой смерти он получал от советского правительства стипендию. При этом он был многогранным «проводником знания», не вмешиваясь в политику.
Главный библиотекарь отдела хранения основных фондов Елена Медведченкова рассказывает: «Когда я была маленькая, каждое утро по радио я слушала про челюскинцев и запомнила их на всю жизнь. Поэтому когда в коллекции Рубакина увидела книги про эту героическую историю, словно вернулась в детство и полюбила их всей душой. Эти парадные книги были выпущены в 1935 году в двух вариантах обложек — синей и молочной. Один экземпляр с колоском и дарственной надписью Рубакину — „Великому сеятелю на ниве народного просвещения“.
Эти книги — с фотографиями, рисунками, в них используются разные шрифты, начинается развитие книжного дизайна. И, разглядывая фотографии участников экспедиции, акварели художника Фёдора Решетникова, и даже изображение стенгазеты, которую выпускали на корабле, очень хорошо представляешь всю героическую эпопею. В детстве казалось, что это здорово и подвиг, а теперь понимаешь, насколько это было трудно и опасно, как в людях проявлялись самые лучшие качества — мужество и стойкость, и что это действительно было подвигом и делом всей жизни».
Благодаря Рубакину мы видим ещё и документальное подтверждение тому, какой резонанс это событие имело во всём мире — он собрал целую папку газетных публикаций, посвящённых челюскинцам, на разных языках мира.
Однажды хранители работали с коллекцией Рубакина и достали с полки книгу «Слово о полку Игореве». И оказалось, что эта книга имеет очень интересную историю. О ней рассказала хранитель Анастасия Горбунова.
У Рубакина было три экземпляра этой книги. И неспроста — потому что все три экземпляра отличаются друг от друга. Как же это получилось?
«Слово о полку Игореве» оформлял известный палехский художник Иван Иванович Голиков в начале 30-х годов. Всю книгу — от обложки до последней буквы — он сам создал и оформил в собственной технике. У него были специальные краски и экспериментальный лак, которым он покрыл все иллюстрации для защиты изображений, для имитации палехской шкатулки, оставив непокрытыми буквы и оформление текста.
У каждой книги оказалась своя судьба. Лак повлиял на краску, цвет изменился, исчезла яркость, но в каждой книге — по-своему. И все они оказались уникальными. Художник за эту работу получил звание заслуженного деятеля искусств РСФСР.
В библиотеке Рубакина особое место занимают детские книги. Он не собирал их специально — ему присылали их на отзыв или дарили. Одна из детских книжек хранителям очень дорога, потому что владелец дополнил её своим подстрочным переводом на немецкий язык. Чёткий и разборчивый почерк Рубакина не оставляет сомнений в том, что это его рука. Этим же почерком написан текст на экслибрисе, ошибиться невозможно.
Одна из интереснейших книг коллекции — альбом «Индустрия социализма», который задумал и осуществил Эль Лисицкий. Это — исток книжного дизайна, новый подход к оформлению книг. Иллюстрации, шрифт и цвет в этом альбоме неотделимы от смысла. В оформлении альбома использовалась и бумага, и кожа, и картон, и пластик, и металл, использовались разные способы печати и дизайнерские приёмы. Здесь нельзя убрать ни одну деталь. Итоги пятилетки представлены стремительными линиями, коллажами, ощущением движения во всех отраслях меняющейся страны. Это было абсолютное новаторство, которое и сейчас производит сильное впечатление, — недаром альбом «Индустрия социализма» вошёл в экспозицию выставки «Книга глазами дизайнера» , которой в 2016 году открылся Ивановский зал РГБ.
В числе легенд Ленинки есть и легенда о призраке Рубакина.
Библиотеку перевозили в Россию после смерти Николая Александровича. Он завещал похоронить себя на Родине, поэтому урну с его прахом привезли вместе с библиотекой и некоторое время она стояла в книгохранилище, рядом с его книгами. Возможно, это и породило такие легенды.
Урна захоронена на Новодевичьем кладбище. Сын Николая Александровича пишет так: «Скромная каменная урна, стоящая на уступе в стене древнего русского монастыря, имеет вид печати, лежащей на каменной книге, на которой выгравированы слова: «Да здравствует книга — могущественнейшее орудие борьбы за истину и справедливость!» — девиз, которому Рубакин был верен всю свою жизнь».
О коллекции Рубакина, как и о нём самом, можно говорить очень много. Вне всяких сомнений, его книжное собрание — одно из самых больших, интересных и глубоких в Российской государственной библиотеке.
Самое главное — любая книга из его коллекции доступна для каждого читателя РГБ, значительная их часть уже оцифована. Можно прийти в библиотеку, заказать книгу из коллекции Рубакина и не только получить информацию, но и проникнуться духом подлинной любви к книге.
Мы благодарим сотрудников отдела основных фондов — главного хранителя Марину Честных, главного библиотекаря Елену Медведченкову, главного библиотекаря Татьяну Грачёву, главного библиотекаря Анастасию Горбунову, главного библиотекаря Людмилу Никитину за интереснейшие рассказы о книгах и тайнах 17 яруса.
Прочитать про коллекцию Румянцева