QR-код как форма доступа к информации
Новым направлением в выставочной работе отдела литературы по библиотековедению, библиографоведению и книговедению (ОБЛ) Российской государственной библиотеки в 2021 году стало предоставление читателям доступа к электронным ресурсам посредством QR-кодов, что особенно актуально не только в эпоху глобальной цифровизации, но и в условиях пандемии. Все QR-коды в материале ведут на электронные ресурсы.
Первой ласточкой стала тематическая книжная выставка «Библиотеки нового поколения», посвящённая модельным библиотекам и проходившая в отделе с января по март. В экспозицию вошли 48 печатных документов, включая книжные и журнальные издания, а также электронные ресурсы. Документы распределили по трём тематическим разделам, каждый из которых включал доступ к ним посредством QR-кодов.
В разделе «Теоретико-правовые основы создания модельных библиотек» пользователи открывали публикацию Маргариты Яковлевны Дворкиной и Елены Игоревны Козловой.
В разделе «От проекта к его реализации» наибольший интерес вызвала публикация Ирины Всеволодовны Эйдемиллер в сборнике «Библиотечные фонды: проблемы и решения: материалы XII Всероссийской научно-практической конференции (Челябинск, 30 сентября — 5 октября 2019 года)», а также в № 6 и 7 журнала «Университетская книга» за 2020 год в соавторстве с Натальей Олеговной Тихоновой.
В разделе выставки «Библиотеки, которые мы заслужили» особо читатели отметили выпуски журнала «Библиотеки нового поколения» (приложение к издаваемому Российской государственной библиотекой журналу «Библиотековедение») за 2019 и 2020 годы. В них описывается роль муниципальных модельных библиотек в инфраструктуре регионов, их взаимодействие между собой, с органами власти и проектным офисом на базе РГБ.
На страницах книг, сборников и периодической печати для профессионалов библиотечного дела многие из этих организаций поделились своим опытом — например, Зеленоградская библиотека № 254 в журнале «Современная библиотека» за 2020 год, № 7 (107).
Помимо всего прочего читателям был предоставлен интерактивный доступ к сайту новаябиблиотека.рф , где можно подробно узнать о проекте «Библиотека нового поколения» — Федеральном проекте развития муниципальных библиотек согласно Указу Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 года № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года».
Также по QR-коду посетители отдела смогли ознакомиться с представленной на сайте РГБ публикацией «Библиотека нового поколения». Итоги года: 66 субъектов, 172 библиотеки, миллионы улыбок , которая посвящена реализации программ Национального проекта «Культура» в 2020 году, невзирая на захлестнувшую весь мир пандемию.
Следующая тематическая выставка принципиально отличалась от предыдущей. Если выставка «Библиотеки нового поколения» отражала темы, которые сегодня волнуют специалистов библиотечного дела: практические аспекты создания модельных библиотек, вопросы комплектования фондов и удовлетворение читательских запросов и др., то выставка «Актуальное наследие — К 150-летию Л. Б. Хавкиной», которая была развернута в ОБЛ с апреля по июнь 2021 года, была посвящена 150-летию со дня рождения Любови Борисовны Хавкиной, видного российского библиотековеда, организатора библиотечного дела, библиографа, переводчика, публициста, заслуженного деятеля науки РСФСР (1945), доктора педагогических наук (1949). Были представлены издания из фонда ОБЛ — основные труды и документы о жизни и деятельности Любови Борисовны. Это издания о системе авторских знаков, которые применяются в библиотечных шифрах при расстановке книг на полках, при оформлении сведений об издании книг на обороте титульного листа; первая её книга «Библиотеки, их организация и техника» (СПб.: А. С. Суворин, 1904), получившая широкое признание в России и удостоенная золотой медали Всемирной выставки 1905 года в Льеже; «Руководство для небольших библиотек» (М.: Товарищество И. Д. Сытина, 1911), выдержавшее шесть изданий (вплоть до 1930 года), за эту книгу Хавкина избирается почётным членом Российского библиографического общества; «Книга и библиотека», ставшая первым общедоступным учебником по библиотековедению на русском языке, «Сводные каталоги (Историко-теоретическая практика)» (1943), за это издание Л. Б. Хавкиной было присвоено звание доктора педагогических наук.
Доступ по QR-кодам был открыт на выставке к таким электронным ресурсам, как статьи журнала «Научные и технические библиотеки». К примеру, это статьи Сергея Александровича Басова и Нины Михайловны Березюк, посвящённые истории деятельности Любови Борисовны Хавкиной.
После закрытия выставки большинство документов планируется оцифровать и выложить в свободный доступ на портале НЭБ, так как творческое наследие Любови Борисовны Хавкиной остается актуальным и в наши дни.
И, наконец, тематическая книжная выставка «Книжные памятники» о части Национального проекта «Культура». Эта выставка открылась в июле и продлится до конца сентября. В экспозицию вошли 17 печатных документов, включая каталоги книжных памятников из фонда ОБЛ, материалы региональных конференций, а также изображения обложек, титульных листов, рисунков и самих книжных памятников. Поскольку в фондах ОБЛ книжных памятников нет, то и был выбран метод доступа к ним по QR-кодам. Пользователей ОБЛ интересовали и другие материалы об этом проекте, по QR-коду посетители отдела знакомились с приказом об утверждении положения о реестре книжных памятников, вступающим в силу с 21 июня 2021 года, и другими нормативными и регламентирующими документами.
В проект «НЭБ.Книжные памятники» вошли десятки тысяч оцифрованных в высоком разрешении печатных изданий и рукописей, которые не только обладают высокой материальной и духовной ценностью, но и представляют особое историческое, научное и культурное наследие России. «Памятники» — это не только старинные книги или рукописи. Это и гравюры, плакаты, нотные издания, географические карты. Именно в таком порядке, согласно категориям проекта НЭБ, они и размещены на выставке. В каждом разделе представлены некоторые из многочисленных документов.
Это прежде всего первая крупноформатная печатная книга и первое издание Библии на латинском языке — знаменитая 42-строчная Библия европейского первопечатника Иоганна Гутенберга в двух томах. Это один из сорока восьми сохранившихся экземпляров и один из четырёх полных экземпляров на пергамене.
Отпечатана Библия в два столбца по 42 строки — отсюда название «42-строчная». Первопечатная книга целиком копировала рукописную книгу, поэтому имеет разлиновку листов, как в рукописях. Книжная орнаментика выполнена вручную также по образцу оформления рукописных кодексов. Библию украшают 126 больших красных и синих инициалов на фоне из пластинчатого золота и многоцветного бордюра из листьев аканта и цветов, а также 1316 средних инициалов из пластинчатого и творёного золота на орнаментированном красном или синем фоне.
В разделе «Рукописи» выделяем памятник «Книга, глаголема Андриатис Иванна Златоустаго».
Это церковно-славянский полуустав начала XVII века. Художественное оформление: заставка, выполненная чернилами и золотом; вязь золотая, киноварь.
В разделе «Изобразительные материалы» представлен плакат для выставки «Ломоносов и елизаветинское время» работы выдающегося художника Евгения Евгеньевича Лансере (1875—1946).
За основу плаката Лансере взял прижизненный портрет учёного — гравюру Этьена Фессара и Христиана-Альберта Вортмана 1757 года — и гармонично вписал художественные детали, характерные для елизаветинского барокко, например вензеля и завитки, в эстетический контекст 10-х годов XX века. Экспозиция 1912 года в Императорской академии художеств в Петербурге вышла с двойным посвящением — к 200-летию со дня рождения великого русского учёного-энциклопедиста Михаила Ломоносова и 150-летию со дня кончины императрицы Елизаветы Петровны.
В разделе «Карты» представлена «Карта Санкт-Петербургской губернии онагож уезда захватывающая части и протчих уездов принадлежащих оной губернии както Шлисельбургской, Софейской, Ораниембоумской и Рожественской и имеет центром город Санкт-Петербург и от онаго простирающаяся во все стороны на 40 верст».
Уникальная по оформлению рукописная межевая карта Санкт-Петербургской губернии, существующая в единственном экземпляре, была выполнена в 1792 году. Она составлена в ходе генерального межевания, объявленного манифестом 1765 года. Это было общегосударственное дело, закреплённое в законодательных актах, которые чётко определяли методы съёмок, предписанные масштабы, порядок проведения работ и, главное, — содержание сведений, отражённых на картах.
И, наконец, в разделе «Ноты» отмечаем нотный экземпляр музыкальной фантазии «Изображение объятой пламенем Москвы» («Сожжённая Москва», или «Пожар Москвы», как кратко называли её современники) — украшение коллекции князя Александра Ивановича Барятинского (1815—1879), часть которой в конце XIX века была передана в Румянцевский музей.
Национальный проект «Культура» через проект «Книжные памятники» предоставляет возможность познакомиться с историческим, культурным и художественным наследием России. Все произведения проекта находятся в свободном доступе и оцифрованы в высочайшем качестве, что позволяет каждому посетителю портала в мельчайших деталях рассмотреть уникальные материалы прямо на экране своего компьютера или смартфона.
Кураторы выставок — Ольга Фирстова, Наталья Тен, Ирина Арифуллина.
ИНСТРУКЦИЯ по использованию QR-кодов :
- Откройте программу «Камера» в смартфоне.
- Выберите основную камеру.
- Удерживайте устройство так, чтобы QR-код находился в видоискателе программы «Камера». Устройство распознает QR-код, о чем появится соответствующее уведомление.
- Коснитесь уведомления, чтобы открыть связанную с QR-кодом ссылку.