Ценные собрания Петра Ивановича Севастьянова в фондах РГБ
В 2022 году Российская государственная библиотека отмечает 160-летний юбилей. 19 июня (1 июля) 1862 года император Александр II утвердил «Положение о Московском публичном музеуме и Румянцевском музеуме». Цикл публикаций «160 лет на благое просвещение» , знакомящих с прошлым библиотеки и её сегодняшним днём, мы продолжаем рассказом о жизни, личности и поступках мецената Петра Ивановича Севастьянова, чьё ценное собрание стало частью фондов музеев, а затем и РГБ.
За прошедшие 160 лет в фондах Российской государственной библиотеки, которые насчитывают 47 миллионов единиц хранения, накопилось немало ценных собраний. К ним относится и собрание Петра Ивановича Севастьянова (1811—1867), в составе которого находится самый старый документ библиотеки — листок из греческого Апостола, датируемый VII веком.
Пётр Иванович — российский археолог, собиратель христианских древностей. Родился в городе Краснослободске Пензенской губернии в семье купца первой гильдии Ивана Михайловича Севастьянова, занимавшегося винными откупами. В 1822 году был привезён в Москву и определён учиться в «пансион для благородных детей». С 1826 по 1830 годы Севастьянов учился на отделении нравственных и политических наук Московского университета, которое закончил с дипломом юриста. Начав службу в комиссариатском ведомстве в 1833 году, Севастьянов служил на Кавказе, Урале, Санкт-Петербурге, по долгу службы много ездил по России. В 1840 году Пётр Иванович впервые выехал в Западную Европу, где посетил скандинавские страны, Францию, Германию, Италию, побывал в Англии, везде знакомился с бытом, природой и достопримечательностями. Путешествие длилось более года, после чего Пётр Иванович сделал вывод: «Жить единственно для удовольствия невозможно; мне кажется, что я не мог бы выдержать и двух месяцев подобной жизни».
Севастьянов начал собирать за рубежом всё, что связано с христианской историей, в особенности с историй России. После смерти отца в 1850 году Пётр Иванович подал в отставку, оставил службу, разделив с братьями отцовский капитал, и посвятил свою жизнь путешествиям и собиранию коллекций древностей.
Знакомство с Востоком обратило его внимание на предметы и документы, относящиеся к истории византийской и славянской культуры, к истории стран христианского Востока. Пополнение коллекций потребовали от Петра Ивановича постоянного углубления своих знаний: он много читает, заводит знакомства с известными русскими и зарубежными специалистами. Постепенно накапливая знания по истории христианства, истории Византии, истории искусства и палеографии, Пётр Иванович расширял спектр собираемых им предметов. Раньше всего он начал собирать иконы, предметы церковной утвари, затем — рукописи и разнообразные копии с рукописей, фресок, скульптурных памятников, рисунки и фотографии памятников архитектуры. В 50-е годы XIX века имя археолога становится известным в кругу русских историков и искусствоведов.
В 1851 году Севастьянов впервые попал на Афон, после чего неоднократно туда возвращался — для изучения, систематизации и копирования рукописей, хранящихся в монастырских библиотеках. Севастьяновым было предпринято пять проездок на Афон, наиболее крупные экспедиции были проведены в 1857, 1858 и 1859—1860 годах. Для копирования и дальнейшего изучения памятников Петру Иванович понадобилось обратиться к фотографии, которая была в то время новшеством. Появление фотографии в нашем понимании, то есть возможность получения негатива, с которого можно сделать сколько угодно отпечатков, относится к началу 1850-х годов. Пётр Иванович одним из первых понял, что сулит новое изобретение исследователям. Вот как он это описывает:
В Париже с большим интересом познакомился с различными возможностями фотографии. Это была основная причина, которая склонила меня к изучению фотографического искусства с целью применить его для воспроизведения рукописей, памятников живописи и скульптуры горы Афон, огромное количество которых восходит к эпохе весьма отдалённой.
Севастьянов был активным популяризатором использования фотографии при изучении и публикации рукописей. 18 февраля 1857 года он выступил во французской Академии надписей и словесности с речью о значении фотографии для изучения памятников письменности. Выступление сопровождалось выставкой, на которой были представлены фотографии с уникальных афонских памятников.
Петру Иванович принадлежит идея распространения во всём мире фотокопий наиболее ценных, выдающихся памятников письменности путём фотографирования и создания в каждом хранилище мирового значения фонда для обмена и продажи фотокопий. Академик Степан Петрович Шевырёв в статье «Афонские иконы византийского стиля в живописных снимках, привезённых в Санкт-Петербург П. И. Севастьяновым» отмечал:
Отныне не нужно вырывать листы, портить и безобразить рукописи, как прежде делалось. Фотография — искусство добродетельное, охраняет эти сокровища и успокаивает эгоизм искателей всего редкого.
Оценили практическую ценность фоторабот Севастьянова и на Западе. В 1867 году фирмой Didot в Париже была издана «География» Птолемея на основе фотокопии Петра Ивановича. Эта же фирма издала снимки изображающих Ангельскую литургию афонских фресок, выполненных и прокомментированных Севастьяновым.
После каждой поездки Севастьянов устраивал выставки привезённых им экспонатов. Лето 1857 и 1858 года Пётр Иванович провёл на Афоне, где в скиту Андрея Первозванного, приписанному к Ватопедскому монастырю, организовал фотолабораторию. В начале 1859 года в Москве и Санкт-Петербурге прошли выставки с результатами его афонских экспедиций, которые пользовались огромным успехом.
Была организована научно-археологическая экспедиция на Афон под руководством П. И. Севастьянова, в состав которой входили художники, фотографы, архитекторы. Целью экспедиции было «разыскание византийских священных памятников и снятие с них копий». Деньги на проведение экспедиции были выданы правительством — Святейшим Синодом, императрицей Марией Александровной, великой княгиней Марией Николаевной — и собирались «всем миром», свои личные средства вложил и сам Севастьянов. В состав экспедиции входило восемь человек из разных стран.
Работа на Афоне проходила с большими трудностями. Надо было договариваться с монахами монастырей Афона и получать разрешение на фотосъёмку, организовать съёмку и быт экспедиции практически в полевых условиях. Кроме фотографирования проводились топографические обмеры местности. Художники на кальку делали копии стенной росписи церквей, часть из них была сделана в реальный размер. Проводились архитектурные обмеры монастырских храмов. На Афоне Пётр Иванович продолжает собирать уникальные христианские памятники. Благодаря его собирательской деятельности в музеях России находятся памятники византийской и славянской истории и искусства.
Большой проблемой было перевезти в сохранности через три моря коллекцию, сформированную вдали от России. Не доверяя перевозчикам, Пётр Иванович наиболее ценные экспонаты хранил у себя в каюте, не расставаясь с ними ни на миг. Результаты экспедиции поразили современников. Среди них — и подлинные памятники, и копии с памятников, оставшихся на Афоне.
Из экспедиции было привезено более чем 150 подлинных икон, около 100 рукописных книг XI—XVIII веков на славянских и греческом языках, собрание около 100 разных форм крестов надкупольных, запрестольных, водосвятных из дерева, металла и высеченных из камня. В том числе: кресты с монограммами и криптографией (зашифрованными надписями), множество мелкой пластики — эмали, церковная утварь, фрагменты мозаик и другое. В результате экспедиции были составлены общие планы монастырей Афона IX, X, XI и XIII веков, наглядная топографическая карта Афонского полуострова на девяти листах, десять планов монастырей с окрестными келлиями. Были скопированы богослужебные тексты, имеющие разночтения с теми, которые употреблялись в XIX веке — литургии, нотные рукописи, книги пророков; акты русских царей (начиная с 1592 года), греческие хризовулы (грамоты византийских императоров), акты юридические, владельные и межевые и прочие с подписями царей, патриархов, игуменов монастырей, уже не существующих на Афоне. Сделаны слепки российских, славянских и греческих печатей.
В ходе экспедиции было подготовлено огромное количество фотографических негативов и копий рисунков, зачастую раскрашенных, сняты уникальные рукописи библиотек Афона, мозаики монастырей, внутренние росписи афонских церквей, иконы, церковные облачения и многое другое. 50 видов монастырей можно увидеть на фотографиях из экспедиции. Альбом с видами афонских монастырей в настоящее время хранится в РГБ в отделе изоизданий.
По возвращению домой в апреле 1861 года Пётр Иванович устраивает в Санкт-Петербурге, в Академии художеств выставку, на которой выставляет своё собрание икон, а также результаты деятельности экспедиции — фотографии, прориси, рисунки. По окончанию выставки руководство Академии передаёт все её экспонаты в Музей древнерусского искусства. Поскольку значительные средства на экспедицию поступили от членов царской семьи, в том числе от императрицы Марии Александровны, то по её решению фотокопии с афонских рукописей и актов были переданы в императорскую Публичную библиотеку, ныне Россиийскую национальную библиотеку.
С оставшейся частью коллекции Севастьянов переезжает в Москву и передаёт её на три года во вновь создаваемый Московский публичный и Румянцевский музеи. На основе коллекции Петра Ивановича в музее организуется отделение христианских древностей. Часть коллекции — рукописи и старопечатные книги — поступили в отделение рукописей и старопечатных книг. Петра Ивановича избирают почётным членом музея.
С целью продолжить поиски христианских древностей для музея археолог отправляется в Западную Европу и в музеях Ватикана копирует памятники первых христиан, приобретает новые уникальные раритеты. Последняя его работа Петра Ивановича — составление иконографического ключа к христианской археологии в 28 томах, которая, к сожалению, не была закончена. Здоровье коллекционера было подорвано многочисленными экспедициями, и в январе 1867 года он умирает. Пётр Иванович был похоронен в Санкт-Петербурге, в Александро-Невской лавре между Александром Васильевичем Суворовым и Никитой Ивановичем Паниным, но в советское время могила была уничтожена.
Ещё 5 июля 1865 года Пётр Иванович составил завещание, в котором безвозмездно передавал в собственность музея свою коллекцию, но завещание не было оформлено. В июле 1868 года братья и наследники покойного, согласно его воле, отказались от принадлежавших им четырёх частей собрания в пользу музеев. Но оставалась ещё пятая часть, приходившаяся на долю малолетних наследников и незадолго перед тем умершего пятого брата. Поэтому собрание стало собственностью музеев только в октябре 1874 года, когда была выкуплена пятая доля наследства. В 1881 году хранитель отдела рукописей и старопечатных книг Алексей Егорович Викторов составил описание рукописного собрания Петра Ивановича Севастьянова.
Первый хранитель отделения христианских древностей Георгий Дмитриевич Филимонов так оценил деятельность Севастьянова:
Если бы деятельность покойного П. И. Севастьянова ограничилась одним только основанием двух собраний христианских древностей, одного в Москве, другого в Петербурге, то и тогда бы он имел полное право на признательность от соотечественников. Пётр Иванович, кроме того, открыл нам неведомые до него сокровища православного Востока, перенёс их, частью в точных воспроизведениях, частью в подлинниках, в Россию, сделал их доступными для изучения, систематизировал их.
После решения советского правительства о расформировании Румянцевского музея в 1922 году некнижные фонды собрания Севастьянова были переданы в Государственный Исторический музей (37 462 экспоната), в Музей изящных искусств, в Оружейную палату, Музей института классического Востока. Коллекции Петра Ивановича в настоящее время разделены между несколькими государственными хранилищами. Экспонаты бывшего Христианского музея Академии художеств поступили в Государственный Эрмитаж и Государственный Русский Музей. В Москве, кроме уже перечисленных хранилищ, их можно найти в Государственной Третьяковской галерее и в отделе рукописей РГБ.
Благодарим за предоставленный материал Ольгу Леонидовну Соломину, главного специалиста сектора истории библиотеки.