Экспозиция Музея книги закрыта в связи с началом реставрационных работ.


В связи с проведением ремонтных работ в помещениях хранения отдела диссертаций временно не выдаются оригиналы диссертаций за 2014–2019, 2024 годы.


Читальный зал РГБ в Еврейском музее работает по зимнему расписанию. Подробнее

Спросите библиотекаря

Первые кириллические инкунабулы и их создатель

22 сентября 2020 года

В цикле «Жемчужины Ленинки» — новый рассказ о Швайпольте Фиоле, создателе инкунабул на церковнославянском языке. Четыре из пяти книг Фиоля хранятся в фондах Ленинки и в оцифрованном виде — в её электронной библиотеке.

Первые кириллические инкунабулы и их создатель Гравюра на колофоне Октоиха

Первые печатные книги появились в Германии в середине XV века. А славян, использующих кириллическую письменность, с книгопечатанием познакомил немецкий мастер Швайпольт Фиоль, работавший в Кракове. Сохранились свидетельства и о других кириллических первопечатниках, работавших раньше Фиоля, но документальных подтверждений их работы не осталось. Древнейшие дошедшие до нас инкунабулы, набранные кириллицей, были созданы в конце XV века именно в типографии Фиоля.

Известно, что Фиоль работал золотошвеем, изобрёл водяной насос. Путешествуя по Германии, он освоил навыки книгопечатания, а в 1479 году поселился в Польше и открыл в Кракове типографию. К 1493 году в типографии Фиоля были напечатаны пять видов церковных книг: Триоди Постная и Цветная, Часослов, Октоих, Псалтирь. Они считаются первыми кириллическими инкунабулами Европы.

Первые кириллические инкунабулы и их создатель Октоих из собрания Российской государственной библиотеки

При изучении биографии Фиоля возникает вопрос, откуда немецкий печатник знал старославянский или украинский язык XV века. Объяснением может быть то, что во времена Фиоля в Краковском университете училось много молодых людей из богатых украинских семей, а в Кракове существовала очень сильная украинская община Православной Церкви. Эти факторы оказали сильное влияние и способствовали началу печати славянских книг с кириллическими буквами. О влиянии украинской диаспоры на работу Фиоля говорит также и то, что в книгах из его типографии много слов, иллюстрирующих разговорный украинский язык того времени.

Евгений Львович Немировский связывает создание типографии Фиоля с богатым горнопромышленником Яном Турзо, который вкладывал деньги в самые разные предприятия. Он владел медными и серебряными рудниками, занимался металлургическим делом, торговал медью, и ему показалось прибыльным печатание богослужебных книг кирилловского шрифта, которые можно было продавать в Московской Руси, на землях южных славян, но главным образом украинцам и белорусам, населявшим восточные земли Польско-Литовского государства.

Буквы для печати в типографии Фиоля были вырезаны по образцам из рукописей немецким мастером Рудольфом Дорсдорфом из Брауншвейга, с которым 4 февраля 1491 года было заключено соглашение не вырезать те же кириллические буквы для других клиентов. Интересно отметить, что некоторые книги Фиоля имеют одну и ту же дату печати — 1491 год. Принимая во внимание типографские возможности того времени, исследователи считают, что для издания пяти славянских книг Фиоля требовалось от пяти до шести лет. Сохранился документ, указывающий, что Фиоль арендовал помещение для типографии в Кракове около 1483 года. Вполне возможно, что Фиоль начал свою типографскую работу в 1483 году, и 1491 год, который встречается в некоторых его книгах, указывает на дату, когда книги были закончены.

Первые кириллические инкунабулы и их создатель Фронтиспис и первая страница Октоиха

Первой и самой важной книгой Фиоля, напечатанной для восточных славян и украинцев, является Октоих — греческий сборник церковных песен, содержащий каноны и гимны для использования в повседневной церковной службе. Колофон — текст на последней странице Октоиха, в котором есть сведения об авторе и месте создания книги, — указывает, что книга была закончена и издана под властью польского короля Казимира в Кракове летом 1491 года. Над колофоном размещена гравюра с надписью «Краков» и буквами «S» и «V», значение которых истолковывают по-разному . Некоторые учёные считают, что буквы — начальные инициалы имени Фиоля на немецком языке — Sweypold Veyl. Вторая версия — это первые буквы словосочетания «sigillum urbis», в переводе с латыни «печать города». Есть ещё одно предположение, что это инициалы члена Краковского собрания по имени Вейт Штосс (Veit Stoss). Но большинство учёных согласны с тем, что «S» и «V» — инициалы немецкого имени Фиоля.

Второй книгой Фиоля считается его Часослов . Он, как и другие книги первопечатника, широко использовался на Украине в XV и XVI веках. Третья книга Фиоля — это Псалтирь, о которой до наших времён сохранилось лишь упоминание в библиографии славянской инкунабулы 1721 года, напечатанной архиепископом Питиримом (о ней пишет в своей статье Александр Соколицкий). Сами экземпляры Псалтири пока что не обнаружены.

Четвёртая и пятая книги, напечатанные Фиолем на славянском языке кириллицей, — это Триодь Постная и Триодь Цветная , содержащие богослужения на Великий пост и Пасху. Особенности печати этих книг позволяют сделать вывод, что они копировали манеру создания рукописей того времени.

Первые кириллические инкунабулы и их создатель Первые страницы Триоди Постной (слева) и Триоди Цветной

Работа Фиоля в типографии была прервана в конце 1491 года: краковская инквизиция посадила его в тюрьму по обвинению в распространении гуситской ереси. Спустя несколько недель он был освобождён под залог в 1000 гульденов и поручительство богатых граждан Кракова, которые обещали инквизиции, что Фиоль не покинет Кракова, пока не закончится суд. Несмотря на это, Фиоль был снова арестован в начале 1492 года и освобождён только через несколько месяцев. Было объявлено, что все книги Фиоля, напечатанные кириллицей и якобы содержащие православную ересь, должны быть сожжены. Сам Фиоль был признан невиновным и подписал документ о том, что он больше не будет печатать кириллические книги. Поэтому в Триодях Фиоля нет колофонов: из-за запрета печатать книги он выпустил их анонимно, без указания своего авторства и своей типографии. В конце концов, из-за обвинения в ереси и суда, Фиоль оставил печатное дело и уехал из Кракова на несколько лет.

Книгопечатание не сделало Фиоля богатым человеком. Его завещание от 7 мая 1525 года демонстрирует небольшое состояние. Однако Фиоль оказал значительное влияние на развитие книгопечатания в Юго-Восточной и Восточной Европе в XV и XVI веках.


Литература:

Немировский, Евгений Львович. Большая книга о книге, где повествуется о мире книжной культуры и о его подвижниках, список которых открывают в Западной Европе Иоганн Гутенберг, а у нас — Иван Фёдоров, а также о книгах, изменивших мир, или замечательных своим художественным убранством. Москва, 2010

Aleksander Sokolyszyn. Sweipolt Fiol: The First Slavic Printer of Cyrillic Characters. The American Slavic and East European Review. Vol. 18, No. 1 (Feb., 1959)

Во время посещения данного сайта на Ваш компьютер, телефон или иное устройство могут быть временно загружены файлы Cookie — небольшие фрагменты данных, обеспечивающие более эффективную работу сайта. Продолжая использование данного сайта, вы соглашаетесь с приёмом файлов cookie.
Подтверждаю ознакомление и согласие
Пройдите регистрацию, чтобы заказывать книги РГБ из дома и сократить ожидание!
Зарегистрироваться