В связи с отпускным периодом изменяется график работы книжного магазина, расположенного в подъезде № 3. Подробнее


Читальные залы отдела изоизданий и Центрального основного фонда временно закрыты. Подробнее


Также временно не работает кофейня в третьем подъезде.

Спросите библиотекаря

В РГБ прошла лекция «Художественное оформление обложек и титульных листов нотных изданий»

29 января 2024 года

Отдел нотных изданий и звукозаписей провёл 26 января первую лекцию нового сезона цикла «Нотно-музыкальный отдел рассказывает», которая была посвящена художественному оформлению обложки и титульного листа.


Фрагмент обложки: The Musical Bijou, an Album of Music and Poetry for MDCCCXLVI. London, [1846]
Фото: Мария Говтвань, РГБ

Тема оформления нотных обложек и титульных листов чрезвычайно интересная, но малоизученная. В отечественном музыкознании и музыкальном библиотековедении число исследований, посвящённых внешнему оформлению нот и таким важным его элементам, как титульный лист и обложка, практически нет.

К описанию иллюстраций (в широком плане) в нотах частично обращались отдельные исследователи истории музыки, историки нотоиздательского дела. Это можно увидеть в трудах Бориса Петровича Юргенсона, Бориса Львовича Вольмана и других. Частично вопросы оформления обложек поднимались в монографических работах, где музыковеды нередко демонстрировали титульные листы прижизненных изданий того или иного композитора.

В статье доктора искусствоведения, профессора Московской государственной консерватории имени П. И. Чайковского Ольги Владимировны Лосевой «Титульный лист как компонент художественного целого» приводится много ценных сведений по этой теме.

  • The Musical Bijou, an Album of Music and Poetry for MDCCCXLVI. London, [1846]
    Фото: Мария Говтвань, РГБ
  • Титульный лист: The Musical Bijou, an Album of Music and Poetry for MDCCCXLVI. London, [1846]
    Фото: Мария Говтвань, РГБ
  • Фрагмент титульного листа: The Musical Bijou, an Album of Music and Poetry for MDCCCXLVI. London, [1846]
    Фото: Мария Говтвань, РГБ
  • Страница оглавления: The Musical Bijou, an Album of Music and Poetry for MDCCCXLVI. London, [1846]
    Фото: Мария Говтвань, РГБ
  • Фрагмент страницы оглавления: The Musical Bijou, an Album of Music and Poetry for MDCCCXLVI. London, [1846]
    Фото: Мария Говтвань, РГБ

На примере нотных изданий из фонда Российской государственной библиотеки было продемонстрировано развитие от простой, практически без информации, титульной страницы до богато иллюстрированных и насыщенных библиографическими сведениями обложек.

В качестве примера был рассмотрен титульный антологии скрипичной музыки XVIII века — L’Art du Violon ou Collection choisie dans les Sonates des Ecoles Itallienne; Françoise et Allemande (Искусство скрипки или Собрание избранных сонат трёх школ: итальянской, французской и немецкой. Париж, [1798]) известного французского композитора, скрипача и педагога Жана Батиста Картье (1765—1841). Это издание сыграло огромную роль в популяризации малоизвестных и незнакомых для Франции сочинений итальянских и немецких скрипачей.

В центре страницы расположен текст, окружённый серией рисунков музыкальных инструментов и медальонов с изображением знаменитых в то время композиторов-скрипачей и педагогов разных стран — Джузеппе Тартини (1692—1770), Арканджело Корелли (1653–1713), Пьер Гавинье (1728—1800), Леопольда Моцарта (1719—1787), отца Вольфганга Моцарта, Жана-Мари Леклера (1697—1764) и Джованни Стамица (1717—1757). В верхней части рамки изображены фантастические животные с крыльями, опирающиеся одной лапой на лиру, в нижней — жанровая зарисовка играющих мифологических существ. Все картинки заключены в свои рамки, внутри каждой из которых имеется ещё собственная внутренняя, образованная из круглых (венценосного типа) рамок для медальонов.

  • Кушенов-Дмитревский Д. Ф. Дамский музыкальный кабинет, содержащий в себе искусство сочинять по изложенным таблицам разного рода пьесы для пиано-форте, как-то: кадрили, мазурки, экосезы, вальсы и проч. : часть 2. Санкт-Петербург : в типографии Департамента народного просвещения, 1828
    Фото: Мария Говтвань, РГБ
  • Фрагмент титульного листа: Кушенов-Дмитревский Д. Ф. Дамский музыкальный кабинет, содержащий в себе искусство сочинять по изложенным таблицам разного рода пьесы для пиано-форте, как-то: кадрили, мазурки, экосезы, вальсы и проч. : часть 2. Санкт-Петербург : в типографии Департамента народного просвещения, 1828
    Фото: Мария Говтвань, РГБ
  • Гофман Г. К. Вальс из вальсов : [для фортепиано] : op. 44 / из репертуара А. Розенберга. Санкт-Петербург : Музыкальные новости, ценз. 1898
    Фото: Мария Говтвань, РГБ
  • Слева: Римский-Корсаков Н. А. Царская невеста : опера в 4 действиях / содержание заимствовано из драмы Л. Мея ; доп. сцены написаны И. Ф. Тюменевым ; худ. Алексей и Константин Антиповы. Клавир. Лейпциг : М. П. Беляев, 1899
    Справа: Римский-Корсаков Н. А. Садко : опера-былина в 7 картинах / переложение для одного фортепиано с надписанным текстом А. Н. Шефер ; худ. Алексей и Константин Антиповы. Лейпциг : М. П. Беляев, [1899]
    Фото: Мария Говтвань, РГБ
  • Варламов А. Е. Полное собрание сочинений Александра Егоровича Варламова. Том 1 / худ. Берендгоф Рудольф-Иоганн. Санкт-Петербург : у Ф. Стелловского, 1863
    Фото: Мария Говтвань, РГБ

На лекции был сделан акцент на разнообразии образов, сюжетов, тем и т. п. в нотах, позволивших представить обложки и титульные листы по определённым рубрикам. Самые выделяемые: портрет; пейзаж; бытовой сюжет и блок сюжетов на библейские, исторические, мифологические, аллегорические темы; анималистические сюжеты; музыкальные инструменты; реклама в нотах; необычные обложки (с нотными инципитами, ноты-перевертыши и др.) и т. д.

Особое внимание было обращено на круг художников, которые принимали участие в оформлении титульных листов. Среди имён: Рудольф Адамек (1882—1953), Лев Бакст (1866—1924), Рудольф-Иоганн Берендгоф (1827—?), Иван Билибин (1876—1942), Василий Масютин (1884—1942), Евгений Лансере (1884—1946) и другие. Речь шла и о большом проценте анонимных авторов, которые не проставляли даже свои инициалы.

Не менее интересными для участников стали образцы изданий, где на обложках и титульных листах размещались разные музыкальные инструменты — клавесин, орган, флейта, мандолина, лютня, гобой, гитара и т. д. Во многих случаях изображённые инструменты раскрывали музыкальный быт того или иного времени или страны.

  • Giulioca Belli. Canto. Canzonette di Giulio Belli... Libro primo a quattro voci. Venetia : Appresso Angelo Gardano, 1584
    Фото: Мария Говтвань, РГБ
  • Canto. Musica di XIII autori illustri a cinque vocino. Venetia : Apresso di Angelo Gardano, 1576
    Фото: Мария Говтвань, РГБ
  • Canto. Canzonette... Т. 1. Venetia : Appresso Angelo Gardano, 1586
    Фото: Мария Говтвань, РГБ
  • Слева: Кейль Б. Ф. Кордиаль = Cordial : вальс с русскими и немецкими куплетами о любимом французском ликёре «Кордиаль» : [для фортепиано с надписанным текстом] : op. 85 / пер. Охотниковой. Санкт-Петербург : В. Гёнерценз, 1897
    Справа: Комчак К. Та-ра-ра-Бумбиа : американский марш : [для фортепиано с надписанным текстом]. [Москва] : Брокар и Кº, ценз. 1892
    Фото: Мария Говтвань, РГБ

Слушателям лекции были представлены ноты, демонстрировавшие образцы рекламы. Эта особая оригинальная область художественного творчества проявила себя в плакате. Но главные эстетические принципы стиля плаката — демократичность и адресованность массовому зрителю — широко отразились и в нотах. На лекции можно было увидеть издания, чьи красочно оформленные титульные листы и обложки рекламировали товары Товарищества Брокар и Ко — мыло, духи; на других образцах — вина, шоколад.

В заключение участники лекции познакомились с изданием The Musical Bijou, an Album of Music and Poetry for MDCCCXLVI (London, [1846]) (Музыкальные сокровища. Альбом. Лондон, 1846). Его обложка и титульный лист были выполнены по подобию оформления экземпляра стихотворения Гийома де Лорриса «Романа о розе». Предполагается, что обложка была нарисована Мартином Шоном, немецким гравёром, который родился около 1420 года. В предисловии редактор издания обращает внимание на прекрасные иллюстрации этого тома, подчеркивая, что все краски выполнены маслом, поэтому они не подвержены повреждениям от сырости.

  • Фото: Мария Говтвань, РГБ
  • Фото: Мария Говтвань, РГБ
  • Фото: Мария Говтвань, РГБ
  • Фото: Мария Говтвань, РГБ
  • Фото: Мария Говтвань, РГБ
 

Участники лекции проявили огромный интерес к демонстрируемому материалу, было задано немало вопросов, прозвучали пожелания по проведению следующих лекций.

Во время посещения данного сайта на Ваш компьютер, телефон или иное устройство могут быть временно загружены файлы Cookie — небольшие фрагменты данных, обеспечивающие более эффективную работу сайта. Продолжая использование данного сайта, вы соглашаетесь с приёмом файлов cookie.
Подтверждаю ознакомление и согласие
Пройдите регистрацию, чтобы заказывать книги РГБ из дома и сократить ожидание!
Зарегистрироваться