Экспозиция Музея книги закрыта в связи с началом реставрационных работ.


В связи с проведением ремонтных работ в помещениях хранения отдела диссертаций временно не выдаются оригиналы диссертаций за 2014–2019, 2024 годы.

Спросите библиотекаря

Новые поступления в музыкальный отдел в декабре 2020 года

25 декабря 2020 года

В фонд отдела нотных изданий и звукозаписей РГБ входят ноты, звукозаписи на разных носителях, книги по музыке и музыкальная периодика. Специалисты отдела рассказывают о наиболее интересных новых поступлениях.

Кубагушев А. М. Башкирские музыкальные инструменты. Уфа, 2020.

Новая книга посвящена башкирскому традиционному музыкальному исполнительству. В историческом контексте рассматриваются башкирские народные инструменты. Известно, что каждый народ имеет инструменты, возникшие издревле на его собственной территории, а также инструменты, явившиеся результатом взаимодействия и контактов с соседними народами. Так, автор рассматривает, с одной стороны, например, исконно башкирский инструмент курай, который близок многим инструментам других народов по способу извлечения звука и методу игры — туркменскому каргы-тюйдюк , адыгейскому камыль, тувинскому шоор и так далее. Все эти инструменты отличаются только материалом изготовления и количеством тоновых отверстий и их расположением. С другой — такие инструменты, как варган (кубыз), свирель, кобыз, барабан и другие, которые распространены у всех тюркских народов и являются общетиповыми.


Мирошкина А. Ф. Киномузыка Альфреда Шнитке: опыт исследования. — Оренбург, 2020.

Монография сфокусирована на музыке Альфреда Гарриевича Шнитке, написанной для художественных фильмов. Она звучала в фильмах крупнейших отечественных режиссеров — Андрея Сергеевича Михалкова-Кончаловского , Игоря Васильевича Таланкина, Ларисы Ефимовны Шепитько и других. Автор изучает творческий метод композитора по его рукописным материалам, по многочисленным беседам Шнитке с кинорежиссерами. В книге выделена глава, посвященная сочинениям Шнитке в кинематографе, показан путь эволюции стиля, рассматриваются принципы работы с разными режиссерами, выработанные композитором в период сотрудничества. Книга снабжена приложением, содержащим иллюстрации фрагментов архивных рукописных материалов неизданных партитур, а также ряд вспомогательных таблиц.


Ласковский И. Ф. Избранные произведения: для фортепиано. — М., 2020.

Имя Ивана Федоровича Ласковского (1799—1855) в наши дни остается почти неизвестным. Между тем, в свое время его фортепианные пьесы считались первыми в ряду всей русской фортепианной музыки XIХ века. Сочиняя пьесы лирико-романтического направления, композитор переносил на русскую интонационную почву достижения западноевропейских композиторов — Феликса Мендельсона, Фредерика Шопена, Франца Шуберта. Творчество Ивана Ласковского разнообразно по жанровому составу. В сборнике представлены мазурки, ноктюрны, баллада, вальсы, программные пьесы.

В оформлении обложки нотного издания составитель Анатолий Моисеевич Цукер использовал литографию «Мария Тальони в балете „Сильфида“» по рисунку Альфреда Шалона.


Kanty: Russian choral music of the 17-th — 18 th centuries / Moscow Chamber choral Theatre; choirmaster Boris Pevzner. — Germany, [1994]

Московский Хоровой Театр Бориса Самуиловича Певзнера известен с 1991 года. В труппу театра вошли талантливые певцы-актеры , благодаря чему Борису Певзнеру удалось создать совершенно новый сценический жанр — «концерт в лицах».

Одна из интереснейших работ коллектива — исполнение кантов. Представляемый диск включает 19 многоголосных песен духовного и светского содержания из репертуара ансамбля. Среди них такие, как «Мати милосердна», «Голубок, о голубок», «Веселися, Россия, со отроком преславным», «Начну на флейте» и другие.


Говорит Шостакович. — М., 2017.

Представляемый комплект дисков включает записи выступлений одного из ярчайших представителей отечественной музыкальной культуры ХХ века Дмитрия Дмитриевича Шостаковича (1906—1975). Впервые практически все выступления на радио, беседы, интервью, где композитор был участником, собраны в одну коллекцию. Речи Шостаковича отражают его внутренний облик, дополняя важными деталями многогранную личность композитора. Современники отмечали в его голосе «большое внутреннее волнение», суховатость, скупость фраз, деловитость и при этом абсолютное спокойствие. Особенно это проявилось в знаменитом выступлении 16 сентября 1941 года на радио из Ленинграда, посвящённом «Ленинградской симфонии».

На дисках записаны выступления разных лет, среди которых «Выступление на собрании молодежной секции Союза композиторов СССР» (1955), американские встречи в Нью-Йорке и Чикаго (1973), Рассказ об Эдинбургском музыкальном фестивале (1962) и другие.


С этими и другими изданиями фонда можно познакомиться в читальном зале нотных изданий и звукозаписей .

Во время посещения данного сайта на Ваш компьютер, телефон или иное устройство могут быть временно загружены файлы Cookie — небольшие фрагменты данных, обеспечивающие более эффективную работу сайта. Продолжая использование данного сайта, вы соглашаетесь с приёмом файлов cookie.
Подтверждаю ознакомление и согласие
Пройдите регистрацию, чтобы заказывать книги РГБ из дома и сократить ожидание!
Зарегистрироваться