Новгородский трофей Ивана Грозного
Очередной рассказ из цикла «Жемчужины Ленинки» повествует о царской Псалтири
В книжном мире русского Средневековья видное место занимала Псалтирь — одна из библейских ветхозаветных книг. Её текст активно переписывали, украшали орнаментами и миниатюрами и одевали в красивые переплёты. «Псалтирь — одна из наиболее выразительных библейских книг. Но её выразительные качества особого рода. Глубоко личное содержание многих псалмов сообщает Псалтири лирическую взволнованность. Это поэтическое излияние человека, находящегося в состоянии душевного смятения. Он ищет опоры в Боге и уповает на Его помощь», — пишет в книге «Исследование Киевской Псалтири» Герольд Иванович Вздорнов.
Одним из интереснейших памятников является Псалтирь царя Ивана IV Грозного, хранящаяся в фондах
Палеографами и искусствоведами Псалтирь убедительно датируется второй половиной XIV века, хотя прямой даты её создания нет. Время изготовления книги установлено по сумме её признаков, характерных именно для второй половины XIV века. Псалтирь Ивана Грозного большого формата — 32×25 см. Пергамен, на котором написан текст с украшениями, хорошего качества, белый с лёгким желтоватым оттенком, достаточно эластичный, но не одинаковой толщины. Отдельные листы имеют изначальные дефекты — зашитые и незашитые дыры, которые образовались при выделке пергамена из шкур молодых телят и овец, и неровности листов, сохранившихся от времени раскроя пергамена для изготовления книги. Псалтирь Ивана Грозного сохранилась очень хорошо, на некоторых листах совсем нет следов реставрации. Лишь на отдельных из них есть незначительные загрязнения.
При строении книги большие листы пергамена складывались пополам и формировались в тетради по восемь листов каждая. Несколько листов книги вшиты в тетради на фальцах, которые представляют собой «завесы» перед первой заставкой и перед двумя миниатюрами. Завесы — это листы пергамена с вырезанными в них прямоугольниками, вместо которых вклеены куски
Для заполнения листов пергамена текстом их предварительно разлиновывали заострённым предметом типа шильца (без красящего вещества). По горизонтали отчерчено по шестнадцать линий на каждом листе, по вертикали, для обозначения полей, по четыре линии. Текст написан чёрными чернилами в один столбец по шестнадцать строк на странице. Кроме чернил, для создания текста использовалась ещё киноварь, а на отдельных листах вместо киновари — коричневая краска. В письме заголовков и в инициалах употреблялись различные краски. В оформлении первой единицы, а также в миниатюрах использовалось золото.
Изогнутые мачты
Текст Псалтири Ивана Грозного написан уставным письмом, характерным для русских рукописных книг XIV века. Слова в этом письме практически не отделяются друг от друга, однако между некоторыми словами текста в строке проставлены точки, которые не являются знаками препинания по грамматическим правилам XX века. Внешний вид письма отдельных частей книги имеет некоторые особенности (например, толщина буквенных мачт) однако в целом оно по своим основным признакам едино. Это означает что оно исполнено одним мастером, который работал над текстом книги с перерывами и в связи с этим использовал разные перья. Мастер, который писал текст Псалтири, был замечательным
Текст Псалтири Ивана Грозного характеризуется совершенством исполнения. Это не просто письмо, которое заполняет страницы книги. Этот текст имеет несколько уровней украшений: отдельные буквы, слово, строки, страницы и развороты. Так, буквы первых строк обозначения кафизм и псалмов написаны в три раза крупнее букв основного текста, а их графика приобретает несвойственную уставному письму архитектуру. Линии мачт у них, как правило, не прямые и вертикальные, а изогнутые и слегка наклонные. Подобные буквы имеются и в основном тексте, в начале некоторых отдельных слов. Эти крупные буквы украшаются «бусинками» и «чешуйками», написаны они с и использованием киновари и красок — синей и жёлтой. Марина Пуцко в книге «Псалтирь Грозного и некоторые вопросы изучения новгородского книжного искусства XIV века» пишет, что «заголовки кафизм и обозначения первых псалмов выполнены очень крупным уставным письмом», однако это скорее полууставное, но художественное письмо, которое встречается в заголовках и более поздних русских рукописных книг.
Змеи, птицы и чудовища
Эстетика художественного оформления Псалтири Ивана Грозного определяется разворотами блока книги. Каждый из этих разворотов неповторим. Они представляют собой гармоничное сочетание двух разнообразно украшенных страниц. Три разворота украшены заставками и два — миниатюрами. Оригинальность каждого из разворотов книги свидетельствует о высоком художественном вкусе и мастерстве создателей этой книги.
В Псалтири более 180 крупных тератологических инициалов, которые по высоте занимают от трёх до пяти строк текста. Это начальные буквы первых слов текстов, которые предшествуют собственно Псалтири, и каждого из псалмов. По своему типу это развитая, «классическая» русская тератология. На синем фоне в инициалах изображены различные «чудовища» — фантастические змеи, птицы, звери и человекоподобные существа, фигуры которых вместе с элементами стилизованной растительности и «ремнями»-лентами образуют подобия тех или иных буквенных знаков. Все эти изображения исполнены киноварью с использованием жёлтой и синей красок и чернил. Как по композиции, так и по колористике инициалы исполнены мастерски. Рисовал их, вероятно, один мастер. По крайней мере, заметных различий в манере их исполнения практически не заметно.
Помимо тератологических инициалов, в книге имеются три заставки, исполненные также в тератологической манере. Эти заставки, как и инициалы, заполнены изображениями тех же фантастических существ, которые присутствуют в инициалах. Тератологическими являются и рамки в виде контуров храмов. Плоские контуры этих храмов полностью состоят из элементов тератологии, главными из которых являются «ремни»-ленты, образующие сложную сеть, в ячейках которой запутались «чудовища».
Так как основой художественного оформления Псалтири Ивана Грозного являются тератологические инициалы, заставки и рамки, то этому следует уделить особое внимание. В специальной литературе тератологию (от греческого слова teraq — «чудовище») принято считать одним из видов орнамента. Однако в тератологических композициях инициалов, заставок и рамок основные признаки орнамента (ритмически повторяющиеся мотивы) просматриваются далеко не всегда. Следовательно, тератология — это не просто орнамент, а нечто иное, иной тип украшений-символов. К сожалению, вопросы происхождения и семантики тератологии остаются не разработанными и решаются неоднозначно. Одни исследователи считают тератологию бессмысленным «узорочьем», всего лишь украшением книг, не содержащим каких-либо общественно значимых идей. Однако есть и другое представление о русской книжной тератологии периода Средневековья. Так,
Но тератологические композиции в русских рукописных книгах (и не только в них), состоящие из переплетения тел и хвостов различных чудовищ, а также рук и ног антропоморфных существ («сети», «мрежи»), могут означать и иное, а именно — невидимый человеком мир духов, соблазнов, грехов, которых следует страшиться и избегать. Здесь необходимо отметить, что тератология известна не только в христианстве, но и в других духовных системах. При этом она известна, как уже отмечалось, в фольклоре и в бытовых предметах.
Наблюдения над инициалами Псалтири Ивана Грозного позволяют сделать вывод о том, что их содержание имеет связь с текстом. Так, некоторые из инициалов этой книги состоят только из переплетений ремней, которые обязательно украшаются стилизованными «цветами». Такие инициалы — это первые буквы псалмов, прославляющих Бога.
Круг Феофана Грека
Как уже упоминалось, в Псалтири, о которой идёт речь, имеются две миниатюры. Обе они помещены в рамки в виде плоского контура храма, состоящего из различных элементов тератологии. На первой из этих миниатюр изображён пророк Давид. В одной руке он держит свиток, другая поднята вверх. При всём мастерстве миниатюриста, который создал эту миниатюру, следует заметить, что правая рука Давида производит впечатление несовершенства её рисунка: длинные пальцы её не пропорциональны фигуре пророка. Другая миниатюра, на которой изображён один из авторов псалмов Асаф, вероятно, исполнена тем же мастером, что и первая. Асаф изображён в виде поясного «портрета». В опущенной левой он держит свиток, а правая прижата к груди, левая рука Асафа производит странное впечатление, её пальцы нарисованы небрежно и неумело.
В 1961 году
Миниатюрам Псалтири Ивана Грозного определённое внимание уделяла
«Книга глаголемая Псалтирь»
Большой интерес вызывает и переплёт Псалтири. В 1926 году Юрий Александрович
Верхние и нижние углы крышек переплёта соединены плетёным капталом, который своими концами заходит на торцевые части досок. Обрез Псалтири ровный, что для пергаменной книги XIV века не является характерным. Все три стороны обреза тонированы малиновой краской, однако не полностью. В центре каждой из сторон оставлены чистые места в виде геометрических фигур, в которые высокими и узкими буквами вписано: «книга/глаголемая/псалтирь».
Новгородский трофей
Надпись на первом листе Псалтири свидетельствует о том, что эта книга некогда принадлежала царю Ивану IV Грозному, который передал её в
Если считать, что Псалтирь XIV века была создана в Новгороде, как пытаются доказать искусствоведы, и что она входила в состав царской библиотеки, тогда неизбежно встаёт вопрос: когда и при каких обстоятельствах она оказалась у царя Ивана IV Грозного? Однозначного ответа на этот вопрос дать невозможно, однако предположительно обозначить время и обстоятельства её появления в Москве вполне допустимо. В 1570 году царь Иван Грозный совершал карательный поход на Новгород Великий, в результате которого были взяты новгородская казна и сокровища ризницы Софийского собора. Не исключено, что среди «трофеев» этого похода была и ценная высокохудожественная Псалтирь XIV века. Впрочем, эта Псалтирь могла оказаться в Москве в результате и других обстоятельств. Например, её мог привезти из Новгорода Великого ставший митрополитом Московским и Всея Руси Макарий, который не менее, чем царь Иван IV, знал и любил книги. Допустимо также предполагать, что Псалтирь, которую передал в
По своему содержанию она неповторима, как неповторима и по манере своего художественного оформления. Являясь одним из выдающихся памятников искусства и культуры России периода Средневековья, она — живое свидетельство высочайшего художественного вкуса и таланта тех русских мастеров, которые трудились над её созданием.
(Опубликовано: И. В. Лёвочкин. Очерки по истории русской книги XI—XVII вв. М.: Пашков дом, 2009).