В пространстве Библиотеки 9 июля прошла очередная, шестая лекция в формате «Бесед о редкостях» на тему «Ботаника серьёзная и легкомысленная» в рамках фестиваля искусств «Лето внутри».
Ботанические орнаменты эпохи модерна
Из коллекции отдела изоизданий РГБ
Фото: Мария Говтвань, РГБ
Заведующая отделом изоизданий Любовь Родионова предложила слушателям взглянуть на ботаническую тему с двух ракурсов: как на серьёзный научный вопрос и как на часто встречающийся мотив декоративных орнаментов и других элементов дизайна.
Первая половина лекции была посвящена богато иллюстрированным ботаническим атласам из собрания фонда изоизданий. Гостей поразил масштабом и детализацией рисунков «Сад Эйхштеттский»: это издание полностью отсканировано для проекта Национальная электронная библиотека, но его очень редко можно увидеть «во плоти» из-за его внушительного размера — 55×44 см.
- Куратор фестиваля София Харитонова приветствует гостей
Фото: Мария Говтвань, РГБ
- «Сад Эйхштеттский, или Тщательное и точное описание всех растений, цветов, деревьев из различных частей земного шара, уникальным старанием собранных, которые в густейших зелёных рощах, со всех сторон епископскую крепость окружающих, наблюдаются. Сочинение Базиля Беслера, врачевателя и целителя» (1640)
Из фонда изоизданий РГБ
Фото: Мария Говтвань, РГБ
- «Сад Эйхштеттский»
Фото: Мария Говтвань, РГБ
- «Сад Эйхштеттский»
Фото: Мария Говтвань, РГБ
- «Сад Эйхштеттский»
Фото: Мария Говтвань, РГБ
- «Сад Эйхштеттский»
Фото: Мария Говтвань, РГБ
- «Сад Эйхштеттский»
Фото: Мария Говтвань, РГБ
- «Сад Эйхштеттский»
Фото: Мария Говтвань, РГБ
- Атлас «Метаморфозы суринамских насекомых» Марии Сибиллы Мериан (Амстердам, 1719)
Фото: Мария Говтвань, РГБ
- «Метаморфозы суринамских насекомых»
Фото: Мария Говтвань, РГБ
- «Метаморфозы суринамских насекомых»
Фото: Мария Говтвань, РГБ
- «Метаморфозы суринамских насекомых»
Фото: Мария Говтвань, РГБ
- «Метаморфозы суринамских насекомых»
Фото: Мария Говтвань, РГБ
- «Метаморфозы суринамских насекомых»
Фото: Мария Говтвань, РГБ
Тема цветов часто ассоциируется в искусстве с женщинами. Однако на лекции эта связь открылась с необычной стороны: через судьбы двух женщин, получивших известность благодаря своим работам над ботаническими иллюстрациями.
Так, жившая в XVII–XVIII веках Мария Сибилла Мериан не только всю жизнь посвятила изучению насекомых и растений, но и совершила невероятно тяжёлое в то время путешествие в Суринам (Южная Америка), где создала самое известное своё произведение «Метаморфозы суринамских насекомых» — не только точный, но и необычайно красивый атлас, документирующий циклы превращений жуков и бабочек. Иллюстрации именно из этого издания стали частью дизайн-кода фестиваля «Лето внутри».
- Ботанические орнаменты эпохи модерна
Из коллекции отдела изоизданий РГБ
Фото: Мария Говтвань, РГБ
- Ботанические орнаменты эпохи модерна
Из коллекции отдела изоизданий РГБ
Фото: Мария Говтвань, РГБ
- Ботанические орнаменты эпохи модерна
Из коллекции отдела изоизданий РГБ
Фото: Мария Говтвань, РГБ
- Фото: Мария Говтвань, РГБ
- Собрание планов и фасадов сельских домов, храмов и садовых беседок. Вторая половина XIX векаФото: Мария Говтвань, РГБ
- Собрание планов и фасадов сельских домов, храмов и садовых беседокФото: Мария Говтвань, РГБ
- Собрание планов и фасадов сельских домов, храмов и садовых беседокФото: Мария Говтвань, РГБ
- Фото: Мария Говтвань, РГБ
- Фото: Мария Говтвань, РГБ
- Фото: Мария Говтвань, РГБ
- Фото: Мария Говтвань, РГБ
- Фото: Мария Говтвань, РГБ
- Фото: Мария Говтвань, РГБ
- Фото: Мария Говтвань, РГБ
- Фото: Мария Говтвань, РГБ
- Фото: Мария Говтвань, РГБ
Вторая художница, Арентина Хендрика Арендсен (1836–1915), известна в первую очередь по своему атласу «Флора Харлема» — по сути, он представляет собой каталог, в который попали лучшие образцы декоративных растений, выведенных в голландском «Цветочном городе» Харлеме. Книга была адресована не столько садоводам, сколько желающим приятно провести досуг за чтением. Судя по всему, именно с этой целью книгу подарил будущему императору Николаю II Василий Васильевич Зиновьев, о чём свидетельствует дарственная запись в экземпляре РГБ, показанном на лекции.
Из книжных парков и оранжерей гости переместились в созданную специально для лекции экспозицию, посвящённую второй части — «Ботаника легкомысленная». Здесь были представлены афиши и плакаты, рекламные проспекты и даже фантики рубежа XIX–XX веков. В эту эпоху моду диктовал стиль модерн, который невозможно представить без цветочных мотивов.
- Фото: Мария Говтвань, РГБ
- Фото: Мария Говтвань, РГБ
- Фото: Мария Говтвань, РГБ
- Фото: Мария Говтвань, РГБ
- Фото: Мария Говтвань, РГБ
- Фото: Мария Говтвань, РГБ
- Фото: Мария Говтвань, РГБ
- Фото: Мария Говтвань, РГБ
- Фото: Мария Говтвань, РГБ
- Фото: Мария Говтвань, РГБ
- Фото: Мария Говтвань, РГБ
- Фото: Мария Говтвань, РГБ
- Фото: Мария Говтвань, РГБ
- Фото: Мария Говтвань, РГБ
Отзывы о лекции
Большое спасибо за интересную лекцию и домашнюю атмосферу.
Елена, графический дизайнер
Благодарю за возможность посмотреть на уникальные издания!
Дана Макаридина, куратор проекта о книжном деле CUT
Спасибо за возможность прикоснуться к прекрасному!
Дарья И.
Музей книги благодарит коллег из отдела изоизданий за участие и помощь в организации лекции.
Фото: Мария Говтвань, РГБ